Основатель проекта N.Trans Lab Мария Никитина обсудила с экс-заместителем главы Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолием Голомолзиным реформы и тарифную систему в железнодорожной отрасли, Совет потребителей РЖД и Совет рынка, а также правила недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре, развитие мультимодального бизнеса и ряд других важнейших отраслевых вопросов. Понятно, что Анатолий Голомолзин сейчас вдвойне осторожен. И как бывший чиновник, который привык тщательно фильтровать высказывания, и теперь как наёмный менеджер, которому важно не навредить акционерам. Тем не менее, в беседе затронуты самые насущные проблемы.
О реформе отрасли
Реформы в России и в мире проходят приблизительно по одинаковому сценарию. Естественно, для монопольных вводится эффективное тарифное регулирование. Где необходимо, вводится дерегулирование. Там, где естественномонопольный сегмент, вводится правило недискриминационного доступа.
В такой логике идёт реформа везде. Нигде нет одинакового результата, везде есть своя специфика в силу понятных причин. География России и роль железнодорожного транспорта несоизмеримо выше, чем в Европе. Конкурентные условия в США отличают от России в силу объективных причин. Там есть автомобильный транспорт, который реально конкурирует с железнодорожным, есть водный.
Реформа была нацелена на то, чтобы был достигнут баланс интересов.
Иногда её начинают оценивать по техническим параметрам: оборот вагона, время доставки. А есть рыночные показатели: потребитель удовлетворён или нет, оказалось ли достаточным предложение на рынке. Когда появились операторы, в начале вагонная составляющая была регулируемой. Были проблемы с дефицитом подвижного состава. Всего пять тысяч вагонов производилось в год. Было принято решение дерегулировать вагонную составляющую.
Были созданы предпосылки для того, чтобы вагонный парк приобретался в огромных масштабах. Сегодня в России парк подвижного состава — один из самых молодых в мире именно из-за того, что этот сегмент развивался, обеспечивая баланс спроса и предложения. Это то, чем мы можем гордиться.
Структурная реформа была прописана на три этапа. Полтора этапа завершились более последовательно. Вопрос: а есть ли институты, которые обеспечат балансирование совокупных интересов всех участников рынка? В отдельных реформируемых сферах они были созданы — в электроэнергетике, нефтяной отрасли. На железнодорожном транспорте этот вопрос в повестке. Но решён он должен был быть на первом этапе.
Об отличии совета потребителей от совета рынка, который в идеале нужен для железнодорожного транспорта
Совет рынка из категории дискутируемой перешло в категорию нормативно закреплённую. Совет потребителей — это потребители услуг, они могут участвовать в обсуждении разного рода правовых, нормативных инициатив, и говорить своё слово. Если бы они представляли интересы всего сообщества, наверное, было бы хорошо.
Но для того, чтобы отвечать интересам всего сообщества, должен быть соответствующий институт, который эти интересы отражает. Предполагалось, что совет рынка будет состоять из целого ряда палат. Палаты грузоотправителей, грузополучателей, владельцев инфраструктуры, уполномоченных органов власти, экспертное сообщество.
Совет рынка может обсуждать вопросы, связанные с долгосрочной тарифной политикой, организации функционирования рынка железнодорожного транспорта, вопросы развития и модернизации инфраструктуры, развития новых транспортных коридоров. Конечно, такой институт нужен, он должен работать на постоянной основе. Тогда и реформа будет управляемой, и тарифная политика становится более продуманной.
Роль инициативных объединений очень важна. Совет потребителей институционально должен был представлять интересы потребителей. Сказать, что он представляет интересы и крупных и мелких игроков, не очевидно. В тот момент, когда он продвигал разного рода предложения, эти недостатки могли нивелироваться. Но институционально должна быть позиция операторского сообщества, должна.
Должен быть установлен диалог с владельцем инфраструктуры.
О тарифной политике
Есть принципы, которые закреплены в концепции долгосрочного тарифного регулирования. В этом направлении необходимо двигаться. К сожалению, перекрёстное субсидирование в один момент не может быть отменено. Речь может идти только об этапной отмене. Но такая работа должна проводиться.
Сейчас в тарифной политике есть две темы. Будем ли мы менять тарифный прейскурант? Другой вопрос, как мы дальше будем двигаться в вопросе долгосрочного тарифного регулирования. Изначально предполагалось, что это будет тарифное регулирование по методу «инфляция минус». Затем возник целый ряд поправочных акцентов, которые парадигму «инфляция минус» изменили на «инфляция плюс».
Есть некоторые объективные обстоятельства, которые к этому могли привести. В частности, вопросы, связанные с пандемией, с санкциями — это такие параметры, которые невозможно было учесть.
О правилах недискриминационного доступа
Правила применяются для того, чтобы предупреждать нарушения антимонопольного законодательства на рынке со стороны монополиста. К сожалению, правила для железнодорожного транспорта написаны под завершающий этап структурной реформы. Предполагалось, что мы быстрее выйдем на этот этап. Правила инфраструктуры есть, а фактически они ни к кому не применяются.
Сейчас обсуждается вопрос, каким образом дополнить эти правила, как их изменить, чтобы они отвечали требованиям ситуации и требования развития рынков. Таким образом, формируются заявки. Стоит вопрос, какие критерии должны быть, чтобы ситуация была адекватной. Доступ должны получать реальные грузовладельцы, транспортные организации, которые работают на рынке, кто имеет характеристики, значимые для экономики.
Должны быть правила недискриминационного доступа, правила перевозок грузов, вопросы, связанные с внедрением новых транспортных технологий.
Мы должны смотреть на железнодорожный рынок не изолированно от единого рынка транспортно-логистических услуг. Если проблемы возникли вследствие ухода «Глобальных линий», то почему возникают вопросы к конкурентным игрокам этого рынка? Начинаются проверки, запросы информации. Мы будем идти шаг за шагом и будем результативными.