Array
(
    [ID] => 38
    [~ID] => 38
    [NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [~NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [PREVIEW_PICTURE] => 335
    [~PREVIEW_PICTURE] => 335
    [PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [~PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [~DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [SORT] => 10
    [~SORT] => 10
    [DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
)

Эксперт назвала 10 ошибок, недопустимых в новом Прейскуранте № 10-01

НАЗАД

11.12.2019

Рубрика: N.TRANS LAB В СМИ

Источник РЖД-Партнер

Теги: #ЖД #РЖД #Логистика

Поделиться в соцсетях:

В области грузовых железнодорожных перевозок с 2026 года могут ввести новую тарифную систему. 12 ноября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минфину, Минэкономразвития и ФАС совместно с РЖД до 30 января 2021-го представить проект новой модели тарифного регулирования.

Свою позицию о том, что необходимо избежать при формировании новой тарифной системы, на круглом столе в рамках XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» высказала независимый эксперт Мария Никитина. Она обрисовала десять ошибок, недопустимых в новом Прейскуранте № 10-01.

Во-первых, необходимо избежать только косметических изменений. Прейскурант № 10-01 1990 года выпуска требует капитального ремонта, считает она.

«Основной принцип, который заложен в прейскурант 1990 года, – это платежеспособность грузов в точке сбыта. И грузы, и точки сбыта уже давно поменялись, а каких-то системных изменений мы не видели. РЖД всегда вместе с регулятором балансировали эти вещи дополнительными надбавками: кодами, скидками на дальность, тарифным коридором сейчас. Все эти надбавки и скидки никогда не носили системный характер – кто-то получал, кто-то не мог пройти через бюрократическую систему. Самое основное, что они не решали ключевой вопрос – образования финансовой дыры РЖД, которая происходила из-за факторов, не зависящих от РЖД», – поясняет она.

Во-вторых, перерасчет себестоимости из среднесетевой в поучастковую не может считаться инновацией тарифной системы.

«Мне непонятно, если наша проблема заключается в том, что мы не можем собрать достаточное количество денег на покрытие текущих затрат, почему, если мы разобьем эти деньги на части и заставим каждого платить ту же сумму по отдельности, денег появится больше или затрат станет меньше? Непонятно, как это решает ключевую проблему прейскуранта?» – высказывается М. Никитина.

В-третьих, принципиально важно менять тариф, а не говорить об изменении, скажем, неких внешних его признаков. Другими словами, можно легко реализовать идею расчета тарифа на смартфоне, однако проблемы, связанные с содержанием расчета, от этого не изменятся. По словам эксперта, вопрос диджитализации прейскуранта – дело техники. Если же рассматривать цифровизацию как основу для построения новой тарифной системы, это означает, во-первых, реализацию учета макро- и микроэкономических факторов, влияющих на стоимость перевозки, во-вторых – обеспечение привязки тарифов к этапам изменения ключевых показателей и в-третьих – реализацию тарифного моделирования, в том числе долгосрочного.

В-четвертых, надбавки и скидки должны быть экономически обоснованны.

М. Никитина отмечает, что в прейскуранте имеется более 100 различных поправочных коэффициентов.

Например, понижающий коэффициент на дальность, который снижает тариф пропорционально дальности перевозки, он привязан к реальному снижению себестоимости при перевозке для РЖД. И в тоже время в текущем прейскуранте есть понижающие коэффициенты на дальность, которые были установлены для сохранения кодов исключительных тарифов грузоотправителей при вступлении России в Единое экономическое пространство. Аналогичная ситуация по другим коэффициентам. Например, коэффициенты на груз или на тип отправки: иногда они отражают прямую связь с стоимостью груза, а иногда просто зашиты в коды исключительных тарифов или в протекционистские меры поддержки вагоностроителей. Необходимо разделить все скидки и надбавки на две категории. Первая – скидки и надбавки, связанные с себестоимостью перевозки. Вторая категория поправочных коэффициентов – коммерческая, которая должна быть связана с эластичностью спроса груза и его привлекательностью для РЖД.

Пятая ошибка, которую нельзя допустить, по мнению эксперта, состоит в том, что этапы перехода к новым тарифам должны быть не для отвода глаз, а для достижения целевого состояния.

«Переход к новым тарифам содержит несколько этапов. На первом этапе сохраняются все проблемы старого Прейскуранта № 10-01: непрозрачность, необоснованность, перекрестное субсидирование и т. п. А под словом «новая» модель понимается гаджетализация. Но есть и следующий этап, когда речь идет о том, что тариф будет устанавливаться в зависимости от типа вагона, веса груза и иметь прямое отношение к себестоимости. Однако эти два этапа между собой никак не связаны И для нормального течения бизнес-процессов это выглядит очень странно. Обычно ставится конечная цель, и этапы привязаны к этой конечной цели. И они экономически детерминированы. К сожалению, сегодня этого не существует. Но хотелось бы, чтобы эта связь все-таки обнаружилась», – высказывается М. Никитина.

Кроме того, необходимо учесть эластичность спроса на перевозку груза уже на первом этапе или прямо сейчас.

С 2016 по 2019 год была проведена большая межведомственная работа с привлечением профильных научных институтов и коммерческих организаций по учету в тарифе эластичности спроса на перевозку. Де-факто этот принцип и так сегодня используется. Например, надбавка 13,4% в 2014 году на нефть на экспорт и ее отмена после массового ухода нефти в трубу в 2018-м. Все эти коэффициенты отражают эластичность спроса этого груза на услуги РЖД. «Почему, если этот расчет уже сделан, не использовать это де-юре и уже сегодня не включить в прейскурант? Оценочно мы можем увидеть доход от применения этой меры в сумме около 100 млрд руб.».

Также М. Никитина обращает внимание на обеспечение прозрачности тарифных условий для всех и принцип адресности сбора средств и введения надбавок.

Дифференциация тарифов по типу подвижного состава непонятна, комментирует она девятую ошибку: «Почему, если металл едет в контейнере, он должен стоить в 2 раза дешевле, чем если он едет в крытом вагоне? Для РЖД какая разница? Или наоборот, если едет порожняя цистерна, почему она должна платить в 3 раза больше, чем порожний вагон?»

И, наконец, последняя ошибка, которую нельзя допустить: тариф не должен зависеть от критики монополии.

«В условиях субъективных принципов установления тарифов скидки легче дают тому, кто хвалит, а надбавку – тем, кто критикует монополию. Такая система порочна и любому руководителю объективно трудно проконтролировать все злоупотребления на разных уровнях, если сама система это стимулирует», – подытоживает эксперт.

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
Об итогах 2024 года и перспективах транспортного сектора

Вот уже несколько лет мы живём в логистике периода системной нестабильности. Это началось еще в разгар пандемии и разрушения устойчивых цепочек поставок. И именно из-за того, что логистика сбоит, она становится критически значимой.

Краеугольные решения

В условиях сложной ситуации на внешних рынках и растущей фискальной нагрузки угольная отрасль ожидает плохих результатов по итогам года. По мнению АЦ ТЭК Минэнерго, виной тому — сложности с вывозом угля на экспорт и высокая тарифная нагрузка со стороны ОАО РЖД.

Квоты на вывоз угля по железной дороге в 2025 году будут действовать только для Кузбасса и составят 54,1 млн тонн

Допуск остальных угледобывающих регионов к транспортной инфраструктуре будет осуществляться на условиях правил недискриминационного доступа (ПНД).

N. Trans Lab в прямом эфире РБК ТВ к 50-ти летию БАМ

БАМ: от романтической стройки к стратегической магистрали

В прямом эфире РБК ТВ эксперты обсудили актуальность масштабного проекта Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и перспективы развития транспортной инфраструктуры России в условиях геополитических изменений.