Array
(
    [ID] => 38
    [~ID] => 38
    [NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [~NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [PREVIEW_PICTURE] => 335
    [~PREVIEW_PICTURE] => 335
    [PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [~PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [~DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [SORT] => 10
    [~SORT] => 10
    [DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
)

Госдуму испугала задержка у РЖД

НАЗАД

26.07.2022

Рубрика: N.TRANS LAB В СМИ

Источник Vgudok

Теги: #ЖД #РЖД #Логистика

Поделиться в соцсетях:

Железнодорожную монополию хотят освободить от штрафов за срыв сроков доставки грузов

Инициатива пришла из Государственной Думы, где посчитали, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы холдинг не нёс ответственности за логистические «просрочки». Правда, только в случае, если они спровоцированы военными действиями, санкциями или другими непреодолимыми обстоятельствами.

Не исключено, что парламентарии услышали стенания РЖД, где ранее заявили, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Параллельно тревогу бьют и клиенты монополии, которых наказывает уже сам перевозчик. При этом на санкции и прочие треволнения внимания никто не обращает. Экспертов, опрошенных редакцией vgudok.com, депутатская активность отчасти позабавила, отчасти изумила. Как и виднеющиеся за ней уши филиалов ЖД-корпорации.

В письме главе Минтранса Виталию Савельеву от народных избранников, тем временем, об участниках рынка нет ни слова. Зато подробно описано, что в условиях санкций ОАО «РЖД» «регулярно сталкивается с проблемой нарушения сроков доставки грузов отдельных грузоотправителей». Из-за чего только в январе — мае в арбитражные суды РФ были поданы иски к монополии за просрочку доставки грузов и порожних вагонов на сумму свыше 4 млрд руб.

Судя по всему, идея парламентёра заключается в том, чтобы дополнить статью  97 Устава железнодорожного транспорта новым абзацем. В котором будет указано, что пени не начисляются и не уплачиваются перевозчиком, «выдавшим груз с просрочкой вследствие военных действий или других военно-технических операций, применения санкций или ограничений в отношении перевозчика, а также других обстоятельств».

То есть всех обстоятельств, препятствующих своевременному осуществлению перевозки. Но ведь есть и другой вариант — просто разрешить правительству установить такой мораторий на пени в 2022 году. Сам посыл РЖД о смягчении на законодательном уровне требований государства и рынка к монополии в сложных для страны условиях жизни звучит диковато, особенно из уст государственной оборонозначимой компании, рассказала vgudok.com независимый эксперт Мария Никитина.

«Уж от кого-кого, а от РЖД такого самоустранения от проблем никто не ожидал! С другой стороны, интенсивный восточный разворот усугубил проблемы дефицитного Восточного полигона. И, возможно, РЖД работает сейчас с превышением всех норм и в перевозках, и в развитии инфраструктуры в дальневосточном направлении  тогда другое дело: за сверхнормативные объёмы ещё и по срокам судиться совсем уже не верно!

Вот об этих нюансах и должен быть конкретный разговор. И для такого разговора не нужны ни депутаты, ни Государственная дума, ни даже Устав РЖД!

Для этого достаточно принятия конкретных нормативных документов, которые предметно описывают приём большего количества груза (с превышением пропускных способностей) и снижение требований по срокам их доставки и штрафным санкциям», — считает создатель проекта N. Trans Lab.

К этой инициативе серьёзно относиться смысла нет. Инициатор — депутат Воронежской области, возможно тесно контактирующий с Юго-Восточной железной дорогой, чем и объясняется это рвение, считает заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семёнкин.

«РЖД давно практикуют взаимодействие с депутатами, когда забрасывают разные инициативы, так или иначе связанные с регионами, в Госдуму. И депутаты в своём рвении иногда неразумно начинают лоббировать те или иные инициативы «Российских железных дорог».

Иногда через региональных депутатов вбрасываются и достаточно негативные инициативы.

Но обычно они не проходят. У нас вообще редко проходят предложения отдельных депутатов. Поэтому сама по себе инициатива не перспективна. Впрочем, удивляет сам факт её возникновения. Ясно, что депутат не сам это придумал, а после общения с представителями Юго-Восточной железной дороги.

Поражает, что РЖД буквально в прошлом году получили невероятную льготу от государства в части  защиты своих интересов от грузоотправителей гружёных и порожних вагонов. Были внесены изменения в устав ЖД-транспорта, когда древнейшая норма о штрафе за просрочку доставки в размере 9% была изменена до 6%. Сам возможный размер взыскания штрафа был ограничен. Если раньше он был ограничен стоимостью провозной платы, то теперь ограничен 50% провозной платы», — напоминает наш собеседник.

Это сразу привело к снижению штрафов, выставляемых РЖД. Оценку этого снижения можно будет увидеть только по итогам 2022 года, потому что годом ранее только приняли Устав.

«РЖД прекрасно понимают, что по итогам 2022 года сумма штрафов, которые монополия платит своим клиентам за просрочку доставки, станет существенно ниже. Во-первых, потому, что были внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта. Во-вторых, РЖД используют ряд ухищрений, которые позволяют сокращать сроки доставки грузов.

Принимают к перевозке груз или порожний вагон не по факту сдачи его перевозчику на пути общего пользования станции отправления, а по факту наличия локомотива. Вагоны после выгрузки неоформленные стоят на станции, неоформленные перевозчиком. И только когда локомотив встаёт в состав поезда, тогда и появляется штемпель в накладной об оформлении документов.

Таким образом, холдинг экономит себе от 3 до 5 суток с каждой отправки.

РЖД проводят колоссальную работу с грузоотправителями, подающими претензию по отсрочке доставки. На них оказываются всевозможные меры воздействия. Например, отказывают им в согласовании заявок на предоставление грузов», — говорит Денис Семёнкин.

В ОАО «РЖД» инициативу о моратории ожидаемо поддержали, отметив, что под действием санкций со стороны недружественных государств предприятия вынуждены переориентировать поставки своей продукции на альтернативные направления:

«Беспрецедентный спрос на железнодорожные перевозки по этим направлениям и увеличивающиеся объёмы могут существенно повлиять на соблюдение сроков доставки грузов по всей сети железных дорог и, как следствие, привести к значительным финансовым убыткам ОАО «РЖД» в виде уплаты пени за нарушение сроков доставки грузов. Мы уже наблюдаем эту тенденцию». 

В монополии отмечают, что по ряду отраслей экономики правительство уже выработало механизмы по снижению финансовой нагрузки, в том числе касающиеся выплат неустойки, и аналогичные условия могли бы быть установлены и применительно к статье 97 устава.

«Мера позволит оперативно реагировать на изменяющиеся макроэкономические условия и удовлетворять потребности экономики в перевозках грузов за счёт обеспечения вывоза дополнительных объёмов, а также формирования новых логистических цепочек для освоения рынков стран Восточной и Юго-Восточной Азии», — полагают в РЖД.

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
N. Trans Lab в прямом эфире РБК ТВ к 50-ти летию БАМ

БАМ: от романтической стройки к стратегической магистрали

В прямом эфире РБК ТВ эксперты обсудили актуальность масштабного проекта Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и перспективы развития транспортной инфраструктуры России в условиях геополитических изменений.

Суда показали крепкую нехватку

Нехватка флота для обеспечения грузопотока по Севморпути зафиксирована в нацпроекте по транспорту. Текущий дефицит судов оценивается в 53%, а к 2030 году, когда грузопоток прогнозируется в диапазоне 53–150 млн тонн, может вырасти до 55%.

Севморпуть остывает под влиянием геополитики и экономики

Планы правительства РФ по превращению арктического морского коридора в конкурента Суэцу вызывают всё больше скепсиса. Но не все считают разумным полный отказ от проекта.

Из варяг в персы и обратно

Vgudok изучил новый аналитический доклад проекта N.Trans Lab о перспективах развития МТК «Север — Юг». Осенью прошлого года Мария Никитина презентовала доклад о развитии Северного морского пути, который получил публичный резонанс в экспертной среде. Vgudok писал о нём. Сейчас пришло время для подробного разбора другого транспортного коридора: «Север — Юг».