Array
(
    [ID] => 38
    [~ID] => 38
    [NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [~NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [PREVIEW_PICTURE] => 335
    [~PREVIEW_PICTURE] => 335
    [PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [~PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [~DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [SORT] => 10
    [~SORT] => 10
    [DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
)

Из варяг в персы и обратно

НАЗАД

25.04.2024

Рубрика: N.TRANS LAB В СМИ

Источник Vgudok

Теги: #МТК Север-Юг #Логистика

Поделиться в соцсетях:

Vgudok изучил новый аналитический доклад проекта N.Trans Lab о перспективах развития МТК «Север — Юг». Осенью прошлого года Мария Никитина презентовала доклад о развитии Северного морского пути, который получил публичный резонанс в экспертной среде. Vgudok писал о нём. Сейчас пришло время для подробного разбора другого транспортного коридора: «Север — Юг».  Доклад был сегодня опубликован на сайте N.Trans Lab, и желающие имеют возможность ознакомиться с ним самостоятельно. Мы же выделим основные тезисы исследования «Из варяг в персы: Перспективы развития транспортного коридора «Север — Юг».

По словам Марии Никитиной, цель исследования состоит в том, чтобы показать реальный торгово-экономический потенциал МТК «Север — Юг», а также существующие транспортно-логистические ограничения этого маршрута, недостатки действующей программы его развития.

«Смыл нашего исследования заключается в том, чтобы не повторить ошибок, допущенных в несвоевременном развитии Восточного полигона. Мы хотели внести свой вклад, чтобы, выражаясь словами нашего Президента, снова «не зевнуть», в смысле не проспать ситуацию теперь на Южном полигоне», — прокомментировала Vgudok Мария Никитина.

Если вкратце, то, по оценкам авторов доклада, текущие проекты развития коридора после их реализации кардинально не изменят ситуацию.

Отчёты начальству наверх будут, а существенного прироста грузовой базы не случится. В первую очередь из-за разбалансированных инвестиционных планов и проектов в разных странах, участвующих в создании транспортного коридора, из-за ограничений в пропускных возможностях транспортной инфраструктуры в странах, недостаточных мощностях пограничных переходов, устаревшей ж/д сети Ирана и др.

При этом МТК «Север — Юг» имеет огромный потенциал в случае его проактивного развития. В докладе приводится оценка стоимости такого проекта и его экономический эффект.

Износ, разбалансировка и несогласованность

Для начала авторы доклада напоминают, что Россия в предыдущие годы неоднократно обсуждала с Ираном возможности электрификации линии Инче-Бурун — Гермсар на Восточной ветке МТК, строительство ЖД-ветки Решт — Астара и многое другое. Но ни одного реального инвестпроекта не было реализовано. И так продолжалось вплоть до 2023 года, когда было подписано соглашение между Россией и Ираном по реализации проекта строительства Решт — Астара на сумму 1,6 млрд долл., из которых 1,3 млрд долл. — это российские кредиты.

Проект носит важный политико-дипломатический эффект, и российские чиновники, судя по их публичным высказываниям, возлагают на него большие надежды. Однако в логистическом плане неспособен обеспечить заметный прогресс даже по Западной ветке МТК «Север — Юг». После ввода в строй участка протяжённостью 162 км, пропускная способность которого составит до 15 млн тонн, узкие горлышки более существенных проблем и ограничений никуда не денутся.

Например, это недостаточная перерабатывающая способность железнодорожных пунктов пропуска Самур (8 млн тонн) и Астара в Азербайджане (13,6 млн тонн), а также Дербент (8 млн тонн) в России. Недостаточная провозная способность однопутного, неэлектрифицированного участка Алят — Астара с низкой технологической оснащённостью, провозная мощность которого не более 10 млн тонн.

А также низкая провозная способность железнодорожных линий Ирана от Решта до портов Персидского залива, в том числе участки Решт — Тегеран (320 км), Тегеран — Бендер-Аббас (1335 км), Кум — Хорремшехр / Бендер-Имам Хомейни (755 км). Их провозная способность ограничена объёмом не более 10 млн тонн.

Отсутствие железнодорожных подходов к портам Чабахар, Бушир и Бендер-Ленге и многое другое.

В целом на всех трёх маршрутах МТК «Север — Юг»: Западном, Восточном и Транскаспийском — наблюдаются высокий уровень износа инфраструктуры и несогласованность сроков реализации инфраструктурных проектов в разных странах.

В совокупности провозная способность по всем маршрутам МТК «Север — Юг», с учётом построенной ж/д линии «Астара — Решт», ограничена 27-28 млн тонн в год при перевозках с использованием железнодорожной и автодорожной инфраструктуры Ирана. Из данного объёма 20 млн тонн может транспортироваться через Западный и Восточный маршруты в равной степени и 7-8 млн тонн по Транскаспийскому пути.

Текущий и будущий грузоборот

При этом согласно планам Правительства предполагается развитие мощностей МТК к 2030 году до 30 млн тонн и до 35 млн тонн к 2035 году. При текущих объёмах экспортно-импортных перевозок по 2023 году 17,6 млн тонн.

Такие планы авторы доклада называют «ни амбициозными, ни прорывными, ни даже достаточными». К примеру, по аналогии, пропускные способности Восточного полигона с 2013 года возросли вдвое, а нам их всё равно не хватает уже сегодня, и как минимум в том же объёме плюсом.

И на самом деле спрос на логистику МТК «Север — Юг» существует, и он обусловлен ростом спроса на российскую продукцию на рынках стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Индии и Ирана. По оценкам, к 2030 г. совокупный объём экспорта в эти страны увеличится более чем в 2 раза и составит около 250 млн тонн (+140 млн тонн относительно 2022 года). Из которых 204 млн тонн будет приходиться на энергетические ресурсы, а 47 млн тонн на несырьевые товары, в первую очередь зерно (19 млн тонн), удобрения (10 млн тонн), чёрные металлы (10 млн тонн). К 2040 году потенциал увеличится до 294 млн тонн.

Такой рост обусловлен высокими темпами роста экономики в совокупности с ростом численности населения в этих странах, что предопределяет повышение спроса на потребление большого количества товаров добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности. В 2021 году реальный ВВП целевых регионов, тяготеющих к МТК «Север — Юг», составил 11,3 трлн долларов, численность населения 4 млрд человек.

К 2032 году совокупный реальный ВВП рассматриваемых стран может увеличиться до 18,3 трлн долларов, а численность населения до 4,6 млрд человек. Россия имеет значительные перспективы по наращиванию объёмов отправок на целевые рынки.

Оптимистичный сценарий

Оптимистичный сценарий развития грузовой базы МТК «Север — Юг» предполагает рост объёмов перевозок до 75 млн тонн в 2040 г. за счёт переключения грузопотоков с загруженных направлений Восточного полигона и Азово-Черноморского бассейна. Помимо увеличения объёма потоков существующей грузовой базы, а именно зерна, продовольственных товаров, минеральных и химический удобрений, чёрных металлов, возможно привлечение других номенклатур грузов.

Такими грузами могут стать нефтепродукты и каменный уголь.  Вследствие того, что МТК «Север — Юг» может обеспечить доставку угольных грузов на самый быстрорастущий рынок угля в мире — Индию.

К 2030 году экспорт угля в Индию может вырасти до 49 млн тонн, что в 2,5 раза выше, чем по итогам 2022 г.

По данным Минэкономразвития прогнозируется значительное увеличение российского экспорта в целевые регионы в части каменного угля — с 30 млн тонн до 64 млн тонн, а также нефти и нефтепродуктов — с 50 млн тонн до 125 млн тонн к 2030 г. В связи с загруженностью других транспортных коридоров МТК «Север — Юг» потенциально возможно использовать для перенаправления экспорта каменного угля (преимущественно в Индию), объём которого составит 10 млн тонн.

Часть грузовой базы нефтепродуктов, подходящей для перевозки в танк-контейнерах и следующей на экспорт в адрес портов АЧБ, потенциально можно привлечь на МТК «Север — Юг» в объёме 5 млн тонн, тем самым ускоряя доставку грузов.

За счёт включения в грузовую базу дополнительных перевозок угля, нефти и нефтепродуктов, потенциал объёма перевозок по МТК «Север — Юг» увеличится по оптимистичному сценарию до 75 млн тонн.

Амбициозный проект — бесшовная логистика

Для МТК «Север — Юг» адекватным времени и запросу экономики может быть решение развития бесшовной логистики между Россией и крупнейшими иранскими портами Персидского залива в виде стандартной единой железнодорожной колеи 1520 на протяжении всего маршрута. В исследовании приводится его примерная трассировка. Оценочная стоимость такого проекта может составлять около $10–15 млрд. То есть примерно половину от инвестицией в Восточный полигон.

При этом бесшовная железнодорожная логистика может обеспечить реальное сокращение сроков доставки, обеспечить конкурентоспособность наших товаров на рынке стран Персидского заливаСредней и Южной Азии. Обеспечить геополитическую диверсификацию не только логистических маршрутов, но и торговли, создавая многополярные торговые отношения и обеспечивая новые рычаги взаимовыгодных отношений с торговыми и экономическими партнёрами нашей страны.

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
N. Trans Lab в прямом эфире РБК ТВ к 50-ти летию БАМ

БАМ: от романтической стройки к стратегической магистрали

В прямом эфире РБК ТВ эксперты обсудили актуальность масштабного проекта Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и перспективы развития транспортной инфраструктуры России в условиях геополитических изменений.

Суда показали крепкую нехватку

Нехватка флота для обеспечения грузопотока по Севморпути зафиксирована в нацпроекте по транспорту. Текущий дефицит судов оценивается в 53%, а к 2030 году, когда грузопоток прогнозируется в диапазоне 53–150 млн тонн, может вырасти до 55%.

Севморпуть остывает под влиянием геополитики и экономики

Планы правительства РФ по превращению арктического морского коридора в конкурента Суэцу вызывают всё больше скепсиса. Но не все считают разумным полный отказ от проекта.

Поколейческий конфликт. Что сдерживает развитие международного транспортного коридора «Север—Юг»

Существующие проекты расширения МТК «Север—Юг» недостаточны для снятия инфраструктурных ограничений, считают эксперты N.Trans Lab. Так, оба сухопутных маршрута сдерживает низкая пропускная способность железных дорог в Иране, Казахстане, Туркменистане, а также автомобильных дорог в России и Казахстане.