Уже завтра, 1 июня, в 06.50 «Невский экспресс» отправится с Московского вокзала Санкт-Петербурга в Москву. Обратно он отправится в 19.40. И с этого момента скоростной поезд между двумя столицами будет курсировать регулярно. Новость о возврате в железнодорожное расписание скоростного поезда «Невский экспресс» эксперты рынка встретили неоднозначно. Одни признают важность этого шага, другие оспаривают целесообразность этого решения. РЖД-Партнер выслушал экспертов.
Невский экспресс – 20 лет в пути
Из Петербурга в Москву «Невский экспресс» будет ходить 4 раза в неделю. Пока отремонтировано 10 вагонов, итого – один железнодорожный состав. Как сообщает пресс-служба РЖД, в скоростном поезде импортные окна, двери, обивка кресел, а также экологически чистые туалетные комплексы заменены на отечественные. Именно внешний вид – главная проблема «Невского экспресса», утверждает изобретатель Денис Банченко.
«Сапсан на фоне «Невского экспресса» выглядит молодым, дерзким, как пуля резким, чувствуется немецкое отношение к деталям и мелочам. России давно надо было изменить культуру производства: обратить внимание на поверхности, которые в идеальном мире ровные гладкие и параллельные», – говорит эксперт.
Однако по прочим характеристикам «Невский экспресс» ничем не уступает уходящему с российского рынка «Сапсану», а по некоторым параметрам даже превосходит его, добавляет Денис Банченко. Но независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики, к. э. н., основатель проекта N.trans Lab Мария Никитина готова вступить в спор. Она считает, что вывод «Невского экспресса» из столь долгого капитального ремонта и даже перевод его на отечественные комплектующие нельзя назвать прорывом и транспортной революцией.
«Возобновление производства «Невского экспресса» трудно назвать радикальным решением проблемы. Эта мера выглядит скорее дырозатыкательно, чем далеко перспективной. Она смотрится так же, как если бы вместо iPhone нам бы стали продавать Nokia», – говорит эксперт.
Но этот вариант все равно лучше, как и любой другой временный ход, поможет скоростному движению в целом «перетоптаться» и быть более свободным в выборе новых вариантов сотрудничества в будущем, добавляет она.
Реинкарнировать, чтобы выжить
Сравнивать «Сапсан» и «Невский экспресс» сложно, признаются эксперты. Под колесами первого и второго люди гибли, а это значит, что безопасность первого и второго необходимо повышать. Однако под колеса первого людей затягивало, даже просто тех, кто просто стоял на перроне, а второй дважды намеренно подрывали.
«Непонятна реальная причина низкого уровня безопасности «Невского экспресса». Не исключены намеренные диверсии с целью снижения конкурентоспособности», – говорит Банченко.
При этом условия работы Siemens в части производства «Сапсана» были просто уникальными, подчеркивает М. Никитина. Siemens производство не локализовал, и даже такой задачи перед ним никто не ставил. Немецкая компания поставляла «Сапсаны» на российский рынок полностью готовыми.
«Никто не мог ожидать, что Siemens может отказаться от таких привилегированных условий сотрудничества с Россией. Поэтому никто специально не перестраховался загодя», – говорит М. Никитина.
Сотрудничество российской «Синары» с Siemens в части высокоскоростного движения, включая производство «Сапсанов», не было линейным, добавляет эксперт.
«Оно преследовало несколько целей, в том числе создание конкурентной среды на российском рынке, защищало российский производственный потенциал, при этом предоставляло высокое качество сервиса и применение лучших мировых практик высокоскоростного движения», – перечисляет М. Никитина.
Однако сейчас российские разработчики должны не рассуждать о локализации производства, а немедленно копировать рабочий образец, заявляет Банченко.
«В текущей ситуации надо реагировать быстрее, снимать «Сапсан» с линии – или весь, или отдельные вагоны и локомотив, и полностью разбирать его до винтика, делая полный аналог и организуя производство под него», – говорит он.
«Невский экспресс» vs «Сапсан»
И «Сапсан», и «Невский экспресс» из Москвы в Петербург добираются за 4 часа 5 минут. Впрочем, и обратно они едут за этот же временной промежуток. Первый развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата, второй развивает скорость до 200 км/ч и изначально строился под российские железные дороги. Стоимость билетов почти одинакова, но она меняется при применении бонусной программы от РЖД. Пассажирам «Невского экспресса» положен минимальный набор питания, пассажиры «Сапсана» имеют право на еду только в том случае, если купили билет в 10 вагон. Остальным пассажирам еду продают, впрочем, как и питьевую воду.
«Чай в «Невском экспрессе» в пирамидках отличного качества. И это чай из классического железнодорожного стакана в подстаканнике, а продают его почти в 3 раза дешевле, чем в «Сапсане». Да и с кипятком в «Невском экспрессе» все гораздо проще. Он бесплатный, в любом вагоне, без ограничений», – говорит Д. Банченко.
Причем не во всех вагонах «Сапсана» можно зарядить мобильные устройства, а «Невский экспресс» не ограничивает пассажирам доступ к розеткам. Более того, в составе «Невского экспресса» обещают появление купе со спальными местами. И главное, экспресс на данный момент – полностью российский поезд.
«На сегодняшний день его на одних направлениях тянет еще российский электровоз ЭП-20, на других ЧС200. Таким образом, выходит, что Россия может делать собственные скоростные поезда, которые по комфорту и времени хода не уступают немецким «Сапсанам» от Siemens. Изготовителем «Невского экспресса» являются Škoda Works, Новочеркасский электровозостроительный завод, Тверской вагоностроительный завод (вагон-ресторан), да и данном этапе как раз комплектующие поставляемые Škoda Works заменены полностью российскими аналогами», – говорит Д. Банченко.