Мария Никитина, эксперт по транспортной логистике, основатель проекта N. Trans Lab – об итогах и перспективах транспортного сектора:
Вот уже несколько лет мы живём в логистике периода системной нестабильности. Это началось еще в разгар пандемии и разрушения устойчивых цепочек поставок. И именно из-за того, что логистика сбоит, она становится критически значимой.
За прошедший год мы отчасти адаптировались к санкциям, они уже не вызывают дрожь от неопределенности. Появляются новые вводные и санкционные пакеты, но в этом для нас нет ничего принципиально нового – если сбоит Турция, включается Средняя Азия, если Эмираты – то та же Турция, Китай и т.д.
К сожалению, главный тренд 2024 года – негативный. Это высокая ставка, которая больно бьет по новым проектам в логистике и, что особенно важно, по крупным инфраструктурным проектам. Уже срезана на 30% инвестпрограмма РЖД на 2025.
Транспортные коридоры или транспортный суверенитет приобрели новую ценность. Старый подход с англосаксонской математической моделью эффективности перестает работать. Да и в целом, в условиях регионализации экономик математика эффективности бизнеса становится другой. Логистика здесь не исключение.
Дефицит складов виден по всем элементам логистики. И это следствие сбоев цепей поставок. На ж/д вместо складов используются вагоны. Склады на колесах забивают сеть, требуется еще больше вагонов, которых и так профицит на сети, но их продолжают производить стахановскими темпами. В итоге сеть забивается еще больше. И это похоже на замкнутый круг.
Из-за дефицита капитала даже большие логистические проекты в 2025-м сносятся вправо: СМП, Восточный полигон, МТК Север-Юг. Страдают все.
Но есть и позитивные новости. Из-за жесткой финансовой депривации государство обратило свой взор на внутренние резервы. Например, всплыла тема угля, где дотационный беспредел никто не трогал с 90-х. И тут, в условиях дефицита средств, государство решило, что пора разобраться. В 2025 это может принести экономике от 1 до 1,5 трлн руб. доходов, если удастся принять правильные решения.
С СМП надо тоже что-то решать. Или хотя бы утихомирить Росатом. Идея инвестиционного тарифа на грузоотправителей по СМП в условиях и так недопустимо низкой конкурентоспособности маршрута выглядит бредово.
А по большому счету от Деда Мороза логистике и всему бизнесу надо в этом году только одно - правовой инвестиционный климат, где ставка, маржинальность, деньги являются вторичными по отношению к риску потерять бизнес через уголовное преследование и лишение свободы.