Правительство закроет глаза на путевое хозяйство железных дорог с 2030 по 2035 годы
«Российские железные дороги» добились переноса на пять лет сроков приведения в норму путевого комплекса. Одобрение и разрешение холдинг получил от правительства. Это следует из доклада кабинета министров. Приведение путевого комплекса РЖД в норму перенесено с 2030 года на 2035. Основная причина переноса — необходимость ускоренного развития провозной способности в восточном направлении, чему масштабные ремонты могут помешать. Звучит красиво и логично.
Президент РФ Владимир Путин поручил провести инвентаризацию состояния железнодорожных путей в РФ и по результатам утвердить программу по поэтапному выводу к 2030 году путевого комплекса на нормативный уровень. Холдинг такую программу подготовил. Её стоимость оценили в 6,47 трлн руб. в 2022–2030 годах. Планировалось в этот срок капитально отремонтировать главные и станционные пути в объёме 91,5 тыс. км.
Финансировать все работы холдинг собирался за счёт роста тарифной надбавки на капремонт. Расплачиваться за программу призваны главные клиенты монополии — грузоотправители, которые только за 2022 год должны выплатить более 100 млрд рублей. Правда, и в РЖД отмечали и отмечают риски, связанные с наложением программы ремонтов как на обычную деятельность по вывозу грузов, так и на масштабные стройки.
В холдинге даже привели примерные риски, оценив возможный невывоз грузов в 275 млн тонн, в том числе 111 млн тонн на Восточном полигоне. Сопутствующие этим логистическим проблемам потери обозначили в цифру около 377 млрд руб.
В итоге в докладе правительства сообщается, что реализация программы со сроком в 2030 году «может ограничить реализацию мероприятий по развитию пропускной способности инфраструктуры и привести к сокращению возможностей ОАО «РЖД» по вывозу грузов». А значит, программу надо, если и не свернуть, то уж точно подвинуть. Как раз лет этак на пять. А там видно будет.
Позитивного в этой новости, на самом деле, очень мало. Учитывая, что эта проблема уже давно назрела и на протяжении последних восьми лет никакого окончательного решения предложено не было. О том, что в путевом комплексе РЖД имеются просрочки всеми видами ремонта, и что с этим надо бороться, твердят без конца, но воз и ныне там, рассказал vgudok.com президент национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.
«Хотя на решение проблем мы даже заложили средства — в виде дополнительной ежегодной индексации, направленной именно на реализацию этой программы. Но эффекта, судя по ежегодным отчётам, не наблюдается. Объём просрочки более-менее стабилен на протяжении последних пяти лет. И мы не понимаем, как правильно его считают в РЖД. Насколько объективны те цифры, которые холдинг включает в эти отчёты. По идее, за эту статью расходов должна отвечать, в том числе, и ФАС. Поскольку она ежегодно отслеживает отчёты именно по использованию этой надбавки.
Но в публичном поле никаких отчётов ни со стороны РЖД, ни со стороны антимонопольной службы нет.
С учётом снижения нагрузки инфраструктуры на северо-западе и её дополнительной перегрузки на восток в РЖД решили пойти хитрым путём. И предложить сейчас не заниматься дополнительными ремонтами и ликвидацией просрочек на тех направлениях, которые сегодня активно не используются. Вместо этого давайте сосредоточим наши усилия на развитии Восточного полигона. Чтобы не перенастраивать мощности путевого комплекса в связи с тем, что программу нужно увеличить на пять лет.
Исходя из той сложной ситуации, которая существует на Восточном полигоне, предложение РЖД правительство, естественно, приняло. Поскольку нормально оценить, что происходит внутри монополии, кабмин сегодня просто не в состоянии.
На самом деле приведение инфраструктуры в нормативное состояние должно не зависеть от того, в каком направлении у нас движутся вагонопотоки. Напротив, учитывая то состояние, в котором сегодня находится северо-западный полигон, с учётом снижения объёмов перевозок, там можно было бы более интенсивно провести работы», — считает эксперт.
Идея сдвинуть капитальные ремонты вправо в период кризиса не нова, и даже банальна для бизнеса, производства — по возможности так поступают все, рассказала vgudok.com независимый эксперт Мария Никитина.
«Другое дело, что РЖД утверждают, что часть грузопотока (а именно уголь на дальние расстояния) едет в убыток для компании. В этом смысле отменить капремонты, чтобы возить 6 млн тонн убыточного груза (объём, который, по мнению РЖД, находится в зоне риска, если увеличить количество окон для производства ремонтов), по-моему, недальновидно.
Такую развилку, что именно выбрать: 6 млн тонн груза в убыток или запланированные капремонты и рост мощностей для дальнейшего роста грузопотока, возможно и более высокодоходного по их итогам, РЖД следовало бы чётче прописать Правительству. И лишний раз обратить внимание на проблему недофиксирования перевозок угля», — считает создатель проекта N. Trans Lab.
Клиенты монополии теперь переживают, что РЖД ничто не мешает провести ещё пару-тройку индексаций тарифов, при этом так и не приведя сеть в нормативное состояние.
Куда торопиться?! До 2035 года ещё куча времени!
А вкупе с освобождением монополии от штрафов за просрочку доставки грузов ситуация может стать совсем неприятной для операторов и грузовладельцев. За свои деньги они фактически остались при старых рельсах и без возможности предъявить претензии. Кому бы то ни было.