Топ-менеджер железнодорожного холдинга предложил заменить на Восточном полигоне уголь хлебом и контейнерами
На фоне непрекращающихся экономических и логистических проблем ОАО «Российские железные дороги» сделали ход конём: предложили перепрофилировать порты Дальнего Востока с точки зрения грузопотоков. В холдинге уверены, что в сложившейся ситуации мощности морских хабов более целесообразно использовать для перевалки зерна, контейнеров и удобрений.
Ну а с угольными терминалами, в общем и целом, и так ничего не случится. Соответствующее предложение РЖД направили в Министерство транспорта. Объяснив инициативу изменением формата грузопотоков из-за санкций со стороны Европы и США, введённых против России после начала военной спецоперации ВС РФ на Украине.
«Предлагаем владельцам портовой инфраструктуры, при изменении структуры перевозок на Восточном полигоне, профилировать порты на Дальнем Востоке. Предложения в Минтранс уже направлены. Столько угля, насколько сегодня порты там развиты и на сколько сегодня они рассчитаны, мы привезти не сможем.
На сегодняшний день у нас нет на Дальнем Востоке мощностей для перевалки зерна и удобрений.
По нашим расчётам, если через восток России мы будем получать порожние контейнеры и массово завозить импорт, нам также нужны будут там дополнительные мощности под контейнерные перевозки», — заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило.
По состоянию на начало апреля, РЖД не могли перенаправить на восточное направление не менее 12 млн тонн экспортных грузов из-за недостатка на ДВ портовых мощностей по перевалке, в частности, минеральных удобрений и зерна.
На фоне введения санкций в отношении США и страны Евросоюза ограничили большую часть экспорта и импорта в страну, а международные судоходные линии прекратили принимать новые букинги в Россию. В связи с этим грузопотоки с портов северо-запада переправлены на юг России и Дальний Восток.
При глубоком уважении к Алексею Шило, идея по перепрофилированию дальневосточных портов из угольных в зерновые, для перевалки удобрений или в контейнерные терминалы звучит шапкозакидательски. Даже с учётом того, что он не портовик, это всё равно слишком незрело, рассказала vgudok.com независимый эксперт Мария Никитина.
«И зерно и удобрения — это специализированные терминалы, которые предполагают строительство специализированных для каждого из этих грузов силосов (хранилищ), складов, транспортёров, погрузчиков и формирования сложного комплекса портового оборудования. Мало того, что его сейчас и взять негде, но и сама новая ПСД для таких проектов будет реализовываться минимум год-полтора. А потом ещё пару лет займёт стройка. Я даже упущу сейчас все особенности текущего периода по кредитам, партнёрам, оборудованию и прочим составляющим.
То есть, если пользоваться терминами РЖД, слова господина Шило звучат примерно так же абсурдно, как, например: «Железнодорожная ветка Междуреченск — Тайшет сейчас не требует высокой загрузки углём, неплохо бы её быстренько перепрофилировать под высокоскоростную дорогу для снабжения жителей Кузбасса импортом».
С контейнерными терминалами всё чуть проще, в целом, за год-полтора можно попробовать развернуть активную деятельность.
Найти специальное оборудование, сделать «на коленке» временные схемы перевалки и так далее. Но не совсем понятно, за чей счёт будет этот банкет в чужих для контейнерщиков угольных портах.
Если исходить из соображений, что г-н Шило человек неглупый, и все эти аргументы для него известны, возможно, главная задача РЖД в другом — избавиться от низкодоходного вечно требующего от компании выполнения обязательств по объёмам перевозки угля.
Тогда всё логично: нет свободных угольных портов — нет дополнительных планов на погрузку угля на Дальний Восток», — резюмирует создатель проекта N.Trans Lab.