Array
(
    [ID] => 38
    [~ID] => 38
    [NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [~NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [PREVIEW_PICTURE] => 335
    [~PREVIEW_PICTURE] => 335
    [PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [~PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [~DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [SORT] => 10
    [~SORT] => 10
    [DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
)

Светлый день чёрного золота

НАЗАД

14.06.2022

Рубрика: N.TRANS LAB В СМИ

Источник Vgudok

Теги: #Уголь #ЖД #Логистика

Поделиться в соцсетях:

Мировой рынок угля ждёт новая волна роста цен. На этот раз эксперты прогнозируют повышение стоимости топлива — без прикрас — сразу вдвое. Спровоцировать кратное увеличение цен может введение Евросоюзом эмбарго на российский уголь. 

Решение ЕС ограничить поставки угля из РФ уже ударило по браваде восточноевропейских лидеров. В частности, в Польше чиновники начали говорить о том, что решение об эмбарго на уголь из России – поспешное. И ударит оно прежде всего по простым полякам, которым, как прогнозируют политики, придётся переходить на дрова для обогрева домов.

Важный нюанс, который в Европе не предусмотрели: Украина своим западным соседям помочь не сможет. Кабмин страны внёс изменения в декабрьское постановление, в котором оговаривается объём квот на товары, которые разрешено экспортировать в 2022 году.

Для газа, угля и мазута он составил 0 куб. м и 0 тонн соответственно.

Приостановку экспорта угля и газа президент Украины Владимир Зеленский анонсировал 8 июня, а 10 июня соответствующий документ был подписан премьер-министром страны Денисом Шмыгалем. Как заявил Зеленский, стране предстоит пережить «самую сложную зиму за все годы независимости». Он сообщил, что вся внутренняя добыча газа будет направлена на внутренние потребности украинцев.

Всё это влияет на динамику цен на твёрдое топливо. Ранее аналитики Sber CIB Investment Research составили прогноз изменения конъюнктуры на мировом рынке угля. Согласно приведённым данным, его ждёт вторая крупная перенастройка за последние два года. Первая произошла после отказа Китая от австралийского угля в 2020 году. В результате доля Австралии в импорте КНР упала с 43% до 10%, тогда как доля Индонезии — другого крупного поставщика — выросла с 20% до 50%. Австралия перенаправила свой уголь в другие страны Азии, однако ребалансировка привела к дефициту на рынке угля и увеличению стоимости угля на бирже.

Аналогичная картина ждёт мировой рынок как раз после введения ограничений ЕС на поставки российского топлива. То есть уже в ближайшие месяцы. На долю РФ приходится 65% всего импортного угля Евросоюза. Заместить такие объёмы быстро — невозможно. По оценкам Sber CIB, из основных стран-экспортёров в лице Индонезии, Австралии, ЮАР, Колумбии и США дополнительные объёмы европейским странам могут дать только последние две. Колумбия в силах добавить 14 млн тонн, а США — 9 млн тонн. В связи с этим аналитики видят три возможных сценария развития ситуации.

Спойлер: даже оптимистичный вариант вовсе не вселяет оптимизма.

Итак, при базовом и условно оптимистичном сценарии ЕС не сможет в полной мере заместить российский уголь в этом году. Если это и случится, то приведёт к дефициту угля в АТР и Индии, а это скажется на цене угля на мировых рынках. Если в первом квартале стоимость на уголь марки Newcastle FOB Австралия составляла $197 за тонну, то в четвёртом квартале они могут увеличиться до $475 за тонну в оптимистичном сценарии и до $450 — в базовом.

Пессимистичный сценарий подразумевает тотальное замедление мировой экономики и сокращение спроса на уголь. Такой вариант возможен при чрезмерном ужесточении денежно-кредитной политики ФРС США и замедлении экономики КНР. Дело в том, что в Поднебесной назревает «идеальный шторм» в виде кризиса рынка недвижимости, жёстких карантинных мер и высокой инфляции. Так что при любом развитии ситуации уголь всё равно подорожает. Пик роста цен, как указывают в Sber CIB, придётся на четвёртый квартал — в период подготовки к отопительному сезону в ЕС.

Правда, не все видят изменения на рынке угля в сером свете. Для угля наступили золотые времена, считает независимый эксперт, создатель проекта N.TransLab Мария Никитина. По её словам, цена тонны твёрдого топлива в долларах практически равна цене тонны чёрного металла в спокойные времена, да при курсе (как нам прогнозирует РЖД) 81 руб. за доллар, так это вообще Клондайк! При том, что объёмы угля в 4,5 раза превышают объёмы черных металлов.

«Думаю, что производителям угля надо сидеть очень тихо, продавать, сколько получается, с любым дисконтом и бояться сглазить этот небывалый фарт.

Конечно, так происходит не от хорошей жизни потребителей, и совсем уж расслабляться нельзя, даже если ваша (по слухам, СУЭКа) EBITDA $1 млрд. Очевидно, что задача угольного трейдинга сейчас — охватить максимальное количество потребителей и использовать этот шанс для максимально долгосрочных коммитментов. Не надо брезговать и схемами с перетаможкой российского экспорта. Что, собственно, и происходит сейчас.

Иначе откуда 3-4 пары угольных поездов в день приезжают в Прибалтику?!

Стратегическое значение для энергетического угля имеет сегодня рынок Индии, и как бы ни хотелось свалить все проблемы здесь на Восточный полигон, это совершенно не так. Нормальную и даже более эффективную логистику для Индии нужно выстраивать из потов Азово-Черноморского бассейна, а при текущих ценах ещё и из портов Северо-Запада. В общем, первый раз в жизни жалею, что я не угольщик…» — рассказала vgudok.com эксперт.

Пока же очевидных вариантов, как полностью обеспечить вывоз освободившегося от европейского рынка угля по другим направлениям, у России нет.

Во всех трёх сценариях аналитиков Sber CIB везти больше на Восток удастся лишь частично из-за ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры.

«Ключевым для развития инфраструктуры является расширение Восточного полигона — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, провозная мощность которых в период с 2012 по 2021 гг. увеличилась с 58 млн т в год до 144 млн т в год.

Однако этого всё равно было недостаточно для удовлетворения потребностей угольщиков.

На уровень в 180 млн т в год Восточный полигон выйдет не раньше 2024 г. Крупнейшим частным проектом в ближайшие годы станет строительство железнодорожной ветки, которая свяжет Эльгинское месторождение Якутии с побережьем Охотского моря. Без наращивания ж/д мощностей будет невозможно полностью переориентировать российский угольный экспорт на Восток: иных транспортных решений на этом пути нет», — заявил в беседе с vgudok.com Кирилл Родионов, эксперт Институт развития технологий ТЭК.

Исходя из данных за 2021 год, перенаправлению подлежит 63 млн тонн из 172 млн тонн, или 37% энергетического угля из РФ. Речь идёт о 46 млн тонн экспорта в Европу и 17 млн тонн в Японию, которая пока только заявила о намерениях отказаться от российского угля.

«По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), Россия в 2021 г. экспортировала 191,4 млн т энергетического угля (включая бурый уголь, который также используется для энергетических целей): из них на долю ЕС, Великобритании и Норвегии — стран, которые либо ввели эмбарго на российский уголь (ЕС-27), либо присоединяются к санкциям ЕС (Норвегия) и стремятся до конца годы перестать закупать сырьё в России — пришлось 47,2 млн т (25%), — поделился данными г-н Родионов. — Доля Японии, которая в апреле объявила о намерении сократить закупки российского угля, составила 10% (18,9 млн т).

Экспорт коксующегося угля, использующегося в металлургии, в 2021 г. составил 31,8 млн т.

Доля ЕС и Великобритании (без учёта Норвегии, которая не импортирует коксующийся уголь из России, составила 11% (3,4 млн т из 31,8 млн т), а доля Японии — 9% (2,9 млн). Соответственно, из-за эмбарго под угрозой оказалась треть экспорта энергетического угля и пятая часть – экспорта коксующегося».

Ключевым  потребителем российского угля остаётся Индия. Доля России в импорте Индии при этом составляет пока лишь 5%. Правительства РФ и Индии уже заключили соглашение о наращивании экспорта коксующегося угля, но, по мнению аналитиков, у Индии есть подобные намерения и в отношении энергетического угля.

Пока же нарастить экспорт удаётся только в направлении китайских погранпереходов. Напомним, в начале мая КНР временно отменила пошлины на импорт угля. «Акция» действует с 1 мая 2022 года по 31 марта 2023-го. Как говорят китайские эксперты, отмена таможенных сборов очень выгодна России — объёмы поставок теперь существенно вырастут.

Уже сейчас уверенный рост демонстрируют поставки коксующегося угля российского производства. Эта продукция широко востребована в сталелитейном производстве и в других сферах тяжёлой промышленности. За апрель Россия поставила в Китай около полутора миллионов тонн кокса.

Это в два раза больше объёмов за аналогичный период 2021 года.

В то же время Китай ведёт агрессивную политику по наращиванию собственной добычи угля. И то, насколько хватит китайского аппетита на российский уголь, никаким прогнозам не поддаётся. Что же касается ЕС, то выбор европолитиков продиктован политическими причинами. Поводов для злорадства тут находить не хочется, но получается само собой, что энергетический кризис нанесёт тяжелейший удар по промышленности Старого Света. А азиатские производители наоборот пользуются им, чтобы нарастить мышцы.

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
N. Trans Lab в прямом эфире РБК ТВ к 50-ти летию БАМ

БАМ: от романтической стройки к стратегической магистрали

В прямом эфире РБК ТВ эксперты обсудили актуальность масштабного проекта Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и перспективы развития транспортной инфраструктуры России в условиях геополитических изменений.

Суда показали крепкую нехватку

Нехватка флота для обеспечения грузопотока по Севморпути зафиксирована в нацпроекте по транспорту. Текущий дефицит судов оценивается в 53%, а к 2030 году, когда грузопоток прогнозируется в диапазоне 53–150 млн тонн, может вырасти до 55%.

Севморпуть остывает под влиянием геополитики и экономики

Планы правительства РФ по превращению арктического морского коридора в конкурента Суэцу вызывают всё больше скепсиса. Но не все считают разумным полный отказ от проекта.

Из варяг в персы и обратно

Vgudok изучил новый аналитический доклад проекта N.Trans Lab о перспективах развития МТК «Север — Юг». Осенью прошлого года Мария Никитина презентовала доклад о развитии Северного морского пути, который получил публичный резонанс в экспертной среде. Vgudok писал о нём. Сейчас пришло время для подробного разбора другого транспортного коридора: «Север — Юг».