«РЖД Бизнес Актив» открывает новые направления для контейнерных перевозок по железной дороге
В условиях новых пакетов антироссийских санкций компания «РЖД Бизнес Актив» (дочка железнодорожной монополии) открыла сразу два новых сервиса. Один внутрироссийский, второй — международный. Оба, естественно, рассчитаны на контейнерные перевозки. Эксперты встречают манёвры российского оператора по «развороту на восток» позитивно. Но отмечают и подводные камни некоторых направлений.
«Благодаря технологии, разработанной "РЖД Бизнес Актив", организован новый контейнерный сервис между терминалом Ступино и портом Ванино.
Сервис предусматривает использование собственных платформ оператора в совокупности с терминальными возможностями РЖД.
Это позволит ежемесячно отправлять и принимать до 8 полносоставных контейнерных поездов длиной 57 условных вагонов. Ранее полносоставные поезда по маршруту не оправлялись, — говорится в сообщении компании. — Терминал в Ступино становится ещё одним пунктом Московского узла*, который будет полноценно работать с контейнерными грузами.
В феврале-марте организована отправка трёх контейнерных поездов с автокомлектующими. На маршруте также планируется перевозка товаров народного потребления и лесных грузов».
В целом, расторопность обеих «дочек» и «внучки» РЖД («РЖД Логистика» и «РЖД Бизнес Актив») в реализации «русского манёвра» на Восток вызывает всяческое уважение и поддержку. С другой стороны, кому, как не близким к РЖД компаниям, стоять в «голове состава» самого востребованного сейчас направления перевозки!
И сегодня это не экспорт на Восток, как многие годы, а напротив — импорт в Россию, рассказала vgudok.com независимый эксперт, создатель проекта N.TransLab Мария Никитина.
«При этом даже в очень тяжёлых санкционных условиях жизнеспособность контейнерных перевозок из Ванино в каких-то значимых объёмах совершено бесперспективна.
Во-первых, Ванинский морской торговый порт имеет только один универсальный причал, никакой линейный сервис туда исторически не заходил. Во-вторых, Ванино — крупнейший специализированный угольный порт.
Всё, что будет поступать и храниться в контейнерах, будет в угольной пыли и внутри, и снаружи.
В-третьих, самое главное, Ванино-Совгаванский узел — один из самых грузонапряжённых. Два крупнейших угольных порта, Мечел в Ванино и СУЭК в Мучке, и ещё третий, вновь запущенный Саха-Транс, работают на пределе пропускных способностей. Для организации контейнерной перевозки туда надо загнать порожняк — и контейнеры, и платформы, не снижая при этом встречный уголь в полувагонах», — считает эксперт.
Не менее глобальным выглядит и другой реализуемый «РЖД Бизнес Актив» проект. Открыт сухопутный сервис между Китаем и Россией. Маршрут пройдёт через территорию Казахстана. Срок доставки «ящиков» между Шеньчженем и Санкт-Петербургом составит 18 дней.
Первый поезд из Китая уже отправился в путь в марте. Это состав с 40-футовыми контейнерами, который проследует через пограничные переходы «Хоргос — Алтынколь» между Китаем и Казахстаном и «Семиглавый Мар — Озинки» между Казахстаном и Россией. В контейнерах в Россию везут товары народного потребления.
Работают на новом маршруте по принципу «от двери к двери». Обеспечивает такой формат единый оператор сервиса по территориям Китая, Казахстана и России. В планах в дальнейшем отправлять по новому маршруту по четыре поезда в месяц.
Ранее пресс-служба премьер-министра Республики Казахстан сообщила, что между представителями Казахстана, Азербайджана и Грузии состоялись договорённости о создании совместного предприятия по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Маршрут имеет возможность перевозки до 10 млн тонн и до 200 тыс. контейнеров. ТМТМ считается конкурентом российскому маршруту по транзиту грузов из Китая в Европу.
Товарооборот между Россией и Китаем за первые два месяца 2022 года вырос на 38,5% и достиг 26,431 млрд долларов. Экспорт в Россию за январь-февраль вырос на 41,5% и составил порядка 12,62 млрд долларов. Импорт из России в КНР также показывал рост на 35,8%.
*В Подмосковье «РЖД Бизнес Актив» работает с терминалами Сборная-Угольная, Электроугли и Белый Раст. РЖД в феврале вводили ограничения на перевозку контейнеров в адрес ряда подмосковных станций: Ворсино (на границе Новой Москвы и Калужской области), а также подмосковных Белый Раст (Московская область) и Электрогули.
СПРАВКА. «РЖД Бизнес Актив» был создан в ноябре 2020 года. Единственным акционером компании является дочерняя компания РЖД — «РЖД Логистика».