Array
(
    [ID] => 38
    [~ID] => 38
    [NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [~NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [PREVIEW_PICTURE] => 335
    [~PREVIEW_PICTURE] => 335
    [PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [~PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [~DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [SORT] => 10
    [~SORT] => 10
    [DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
)

Инфраструктура как ключевой фактор зернового экспорта

НАЗАД

21.08.2023

Рубрика: Наши статьи

Теги: #Логистика #ЖД #Зерно

Поделиться в соцсетях:

Россия сегодня является ключевым игроком на рынке зерна. Контролируя 13% мирового рынка пшеницы, РФ занимает 1-е место по объему экспорта зерна – в сезоне 2022/2023 г. было вывезено около 61 млн тонн. Покупателями российского зерна выступили 77 стран. Считается, что расторжение зерновой сделки позволит вернуть цены российского зерна на «справедливый» довоенный уровень. И частично это уже случилось. В начале августа Россия продала Египту подорожавшую пшеницу за 250 долларов за тонну (рост более 20% с начала года).


За 30 лет существования новой России страна кардинально изменила свой статус: из страны импортера она превратилась в ведущего мирового производителя и экспортера зерновых культур. В 1985 г. СССР импортировал 47 млн тонн зерна. Для сравнения, «всесоюзная житница» - Казахская СССР производила только 35 млн тонн зерна. РСФСР в 1980-е гг. собирал около 90-100 млн тонн. Только с 1994 г. формально Россия начала снова возрождать экспорт зерна. В 2000 г. страна поставила на экспорт 2 млн тонн зерна. За 15 лет был совершен рывок в сельском хозяйстве, сбор пшеницы увеличен с 47 до 76 млн тонн, увеличены посевные площади, внедрены новые принципы анализа и управления, что позволило уже в 2016 г. стать 1-й страной мира по экспорту зерна, а в 2017 г. собрать рекордный для новейшей истории России урожай 135 млн т, который был побит в прошлом 2022 году – 157,7 млн т.

Такое быстрое превращение из импортера в экспортера стало возможным благодаря либерализации агробизнеса, притока государственных и частных инвестиций не только в производство, но и в транспортную инфраструктуру. И здесь ключевую роль играет именно частный капитал. Зерновой бизнес достаточно рентабелен, что позволяет привлекать частные инвестиции, хотя и без целенаправленной длинных денег государства не обойтись. Заявление некоторых политиков об необходимости монополизации этой отрасли контрпродуктивны. История России показывает, что именно частная инициатива и бизнес при поддержке государства способны сделать Россию глобальным экспортером, а тотальный контроль со стороны государства как в годы СССР, наоборот приводят к обратному эффекту, где главной причиной застоя зерновой промышленности было коллективное хозяйствование, несмотря на ежегодные вливания денег в отрасль. С 1971 г. по 1985 г. капитальные государственные вложения тогда составили 579 млрд рублей (по разным экспертным оценкам советский рубль в 70-80-х гг. равнялся 250-300 современных рублей). Однако, при таких колоссальных вложениях СССР не удалось избавиться от статуса импортера.

Как все начиналось

История восхождения России на мировые рынки началась после отмены крепостного права, где страна столкнулась с конкуренцией со стороны CША, Австралии, Аргентины, Германии. Несмотря на рост экспорта, в то время империя испытывала проблемы с обеспечением транспортной инфраструктуры морских портов. На задержку модернизации инфраструктуры повлиял и затянувшийся слом крепостного права, сложные механизмы его реализации, сама эпоха великих реформ и реакция на нее, тяжелое восстановление после Крымской войны. Но невзирая на все проблемы, к 1914 г. Россия стала мировым лидером по экспорту зерна.


Устойчивый рост экспорта зерна наблюдается уже после 1870 г., с провалами по поставкам в некоторые периоды, связанных с неурожайными годами. Перед Первой Мировой войной страна экспортировала около 10,8 млн тонн зерна в год. Например, с 1909 г. по 1913 г. среднегодовой экспорт зерна составлял 11 млн тонн. Будучи лидером экспорта, на несколько пунктов опережая Аргентину, Россия к началу 1914 г. потеряла два важных рынка – Великобританию, где страну вытеснили США, и рынки Германии с Финляндией – где спрос покрывался немецкими производителями. Структура экспорта зерна Российской империи также изменилась к началу XX в. – стали преобладать кормовые культуры (ячмень). Если в начале 80-х гг. XIX в. Россия экспортировала 33,1% мировой пшеницы, 86,3% ржи, 63% овса и 40% ячменя, то к 1914 г. ячменя стало 75,8%, 24,7% пшеницы, 37,1% ржи и 42,3% овса. К кормовым культурам было меньше требований по качеству, а на рынке продовольственных культур Россия проигрывала США, где уже были разработаны стандарты сортов и само зерно часто выигрывало по количеству в нем питательных примесей.

Конъюнктура экспорта зерна конца 19 в – начала 20 в

Одним из факторов, который в 19 веке долгие годы не позволяли России составить достойную конкуренцию другим производителям были социально-экономические - недостаточно развитые торговые отношения внутри страны, а также неразвитая инфраструктура


Это в итоге отражалось на зерновом рынке. Цепочки поставок зерна от крестьянина до экспортера были сложными с множеством посредников. В итоге, это стоило 50 млн руб в год дополнительных издержек. Неразвитая зерновая и портовая инфраструктура не могла создать конкурентное преимущество перед Америкой. Например, первый зерновой элеватор в России был построен в 1888 г., в США применять их стали значительно раньше. По некоторым данным на 1875 г. в США работало более 1000 элеваторов. К концу XIX в. – 9000 элеваторов. Это объясняет тот факт, что США и Аргентина в большей части экспортировали муку, а Россия зерно. Например, в 1903 г. из 4 258 800 тонн экспортированной в пшеницы только 90 090 тонн (5%) составляла мука. В США на тот год процент вывоза муки составлял около 40%. Мука сама по себе дороже зерна, вдобавок при переработке зерна получаются субпродукты, которые можно дополнительно продать за хорошие цены (отруби и семенные выжимки). При этом мука может продаваться дешевле зерна, но совокупная выручка от продажи окажется больше, чем продать только зерно.

В дополнение к этому, поставками российского зерна на международные рынки занимались преимущественно иностранные компании, которые создали в российских портах собственную инфраструктуру – причалы, элеваторы, а некоторые, как компания Louis-Dreyfus имели и собственный флот. Поставщики на международные рынки к концу XIX в. жаловалась на неисполнение договоров российскими поставщиками-посредниками. Чаще всего это были фирмы однодневки, которые к концу века стали ликвидироваться, а их бизнес взяли на себя банки, которые не специализировались на торговле зерном. Именно приход в зерновой бизнес крупного российского промышленного и банковского капитала стало существенным фактором развития собственной инфраструктуры. Например, в 1910 г. заказ на постройку казенных элеваторов получил Государственный банк. Он создал сеть хранилищ, которые выполняли услуги хранения и транспортировки зерна, а также выдавали кредиты (до 80% стоимости сданного сырья).

Зерновая отрасль – от производства, до переработки, хранения и мукоделия развивалась под влиянием конкуренции. Например, соперничество Ростова и Екатеринодара (Краснодара) за доходы от перевозки зерна. До открытия в 1888 г. железной дороги на Кубань именно Ростов получал доходы с транзита зерна через реки в порты Азовского и Черного моря. После строительства железной дороги весь доход уходил в столицу Кубанской области – Екатеринодар. Что касается крупного частного бизнеса, то на юге России он вырос не на зерновых, а на масличных культурах.


Главные конкурент России на международных рынках США завоевывала премиальные европейские рынки эффективно используя собственные преимущества - активно строящиеся железных дорог и новые технологии доставки зерна в порты Атлантического океана, а также финансовые и биржевые инструменты. Финансовые механизмы в США были выстроены таким образом, что, например, на Лондонскую биржу зерно попадало в начале марта – именно в это время начинали расти цены в Европе. На 1870 г. разница в цене зерна между Ливерпулем и Чикаго была 57,6%.

Дополнительное преимущество компаниям обеспечивал расцвет морских перевозок через Атлантику в XIX в, а также «технологический» подход к организации логистики через Атлантику. На одних и тех же судах из Америки в Европу везли зерно, а обратно привозили иммигрантов из Европы, тем самым избегая пустого пробега своих кораблей, что отражалось на цене перевозки зерна.

Именно привлекательность американского рынка как производителя зерновых с развитой транспортной инфраструктурой привлекли к тому, что в этой стране появились крупнейшие зернотрейдеры, многие из которых сохранили свои позиции до сегодняшнего дня. Это члены так называемого квартета ABCD, которые заняли свое доминирующее положение более 100 лет назад, и удерживают позиции до сих пор. Это американские компании Сargill, Archer Daniels Midland (ADM), Bunge (CША-Нидерланды), а также нидерландская Louis-Dreyfus (LDC).

Кроме инноваций в логистике, важной предпосылкой обогащения компаний, занимавшихся торговлей зерном, стал демографический фактор – урбанизация, существенное увеличение количества населения и продолжительности его жизни. в Европе население с 1800 г. по 1900 г. увеличилось почти в 2 раза, со 147 млн человек до 287,6 млн. В этот же период смертность сократилась вдвое, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 35 до 50 лет. Рост городов и урбанизация сыграли существенную роль в росте спроса на зерно – например, в Англии к концу XIX в. доля городского населения составляла 75%.

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
Логистическая инфраструктура – драйвер «экономики предложения»

То, что у России, свой особый путь, известно давно. Вот и процесс формирования правительства продемонстрировал, что наш «посконный» путь отличается от классического: мы идем не от задач к методам их решения, а наоборот - от инструментария (в данном случае нового кабинета, конкретных людей, их команд), к выработке экономической стратегии для страны, оказавшейся в новой реальности.

Тише едешь по СМП — дальше будешь в Арктике

Анализ сильных и слабых сторон реализации проекта Северного морского пути от Марии Никитиной

Югтранс-2023 ключевые факторы

Резюме ключевых фактов/ изменений транспортной среды 2022-2023 в повестке докладов Югтранс-2023.

Рукотворные чудеса китайской экономики

На днях в Сиане закончился первый саммит между Китаем и странами Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном (теперь форум будет проходить раз в два года).