Array
(
    [ID] => 38
    [~ID] => 38
    [NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [~NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [PREVIEW_PICTURE] => 335
    [~PREVIEW_PICTURE] => 335
    [PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [~PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель
и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах
массовой информации», при распространении сообщений и материалов,
опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в
социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка
зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных
авторов.
    [~DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель
и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах
массовой информации», при распространении сообщений и материалов,
опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в
социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка
зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных
авторов.
    [PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [SORT] => 10
    [~SORT] => 10
    [DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
)

Каков рецепт лидерства в индустрии 4.0?

НАЗАД

18.01.2021

Рубрика: Наши статьи

Источник РЖД-Партнер

Теги: #Транспорт #ЖД #РЖД

Поделиться в соцсетях:

Сегодня рынок уже определил тенденции разделения участников на тех, кто возглавит новый костяк бизнеса индустрии 4.0 и уверенно перейдет к новому технологическому укладу, и тех, кто просто поучаствует в четвертой промышленной революции. Очевидно, что современная цифровая экономика – это не просто проект, а процесс системных глобальных изменений: цифра уже пронизывает все сферы деятельности человека, меняет образ жизни, способы работы и взаимодействий. Запрос на системный прорыв за счет цифровизации и определяет критерии для оценки бизнес-достижений.

Возьмем, к примеру, пресловутый Сбербанк. Его размолвка с «Яндексом» не просто новый бизнес-кейс из упражнений в M&A-менеджменте, это – претензия каждой из компаний на лидерство в цифровой сфере, читай: на системное стратегическое долгосрочное лидерство. Другой пример: Тинькофф Банк и «Яндекс». Разве речь идет лишь о потребности «Яндекса» в банковском сервисе? Нет! Суть разногласий – в разности оценок стоимости глобального цифрового лидерства в рамках потенциальной коллаборации.

Еще один пример: прошлогодний финансовый взлет Илона Маска на 700%, основанный на стратегии цифровой трансформации и вызвавший завистливый скрежет зубов даже у видных представителей американских финансовых элит. Tesla – компания, выпускающая 500 тыс. автомобилей в год, – по капитализации уже обошла мастодонтов отрасли: BMW, Toyota или Porsche.

Если посмотреть на статус цифровых изменений на глобальном рынке, то в секторах е-commerce, delivery services, ритейл, FMCG и пр. уже выявились лидеры и аутсайдеры. Секторы образования и индустрии еще находятся в стадии размышлений, а вот сегменты IT, телекоммуникаций, соцсетей и подобные им даже не нуждаются в обсуждении: эти компании находятся в большом цифровом отрыве от прочих.

Все же интересно поговорить о местах для будущих цифровых единорогов. Одной из таких сфер может стать грузовая доставка. Обращает на себя внимание тот факт, что этот сегмент представлен одновременно такими компаниями, как DHL, с одной стороны, и, например, условным грузовым каршерингом без привычных транспортных активов – с другой. При всей их разнице глобальный лидер на рынке грузовых транспортных услуг в новой цифровой реальности пока не определен.

На XVIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», организованной журналом РЖД-Партнер этой зимой, мнения участников о развитии цифровых технологий на железнодорожном транспорте разделились. Большая часть аудитории – функционеры, видные эксперты, участники рынка – сочли, что лидерству государственных гигантов в сфере транспорта ничего не угрожает, а их цифровую трансформацию спокойно можно свести к безрисковой автоматизации текущих бизнес-процессов и внедрению оптимизационных цифровых инструментов типа smart contract, электронных пломбировочных устройств, бесшовного документооборота, узлового блокчейна и т. д. Меньшая же часть выступающих настаивала на том, что основа цифровизации – это создание новой модели бизнеса на основе цифровых технологий, а инструменты цифровой оптимизации лишь средства усовершенствования работы.

В программных документах ОАО «РЖД» заявляет о создании мультимодальной цифровой грузовой транспортной платформы, одноименной экосистемы рынка транспортных услуг и уникального маркетплейса, но пока эти намерения не имеют должной поддержки на уровне операционного менеджмента компании, не обнародованы конкретные планы их реализации и тем более видимые или хотя бы промежуточные результаты.

Дилемма, с которой столкнулись РЖД, не нова для переходного этапа отраслевой цифровизации. На фоне глобальных цифровых изменений компании сталкиваются со множеством сложностей понятийного, финансового и кадрового характера. В итоге для снижения рисков входа в новый бизнес-этап происходит подмена понятий «цифровизация» и «автоматизация». Действительно, значительно легче с помощью уже наработанных инструментов цифровизации оптимизировать текущий бизнес-процесс, чем на базе цифровых ресурсов создать новую бизнес-модель. Оптимизация всегда легче «продается» менеджментом компаний внутри корпораций. Так, по данным Всемирного банка, 80% цифровых трансформаций приходится на внедрение уже существующих инструментов.

Между тем технические трудности на пути цифровой трансформации не могут стать реальной преградой, если на кону стоит конкуренция за бизнес-лидерство. Например, если сравнить РЖД и Maersk, то при сопоставимых оборотах компаний Maersk последние пять лет ведет работу по трансформации в реального цифрового лидера мультимодальных грузовых перевозок. Его коллаборация с IBM с объемом финансирования, превышающим цифровую программу РЖД в десятки раз, имеет серьезные претензии на лидерство и в сфере платформенных решений для грузоперевозок, и в создании экосистемы транспортных услуг и сервиса. Уже сегодня Maersk предлагает своим клиентам весь спектр услуг цифрового взаимодействия, в том числе помощь при внедрении необходимого информационного обеспечения и его связывания с собственными сервисами, а также бесплатное обучение.

Другими претендентами на право возглавить процесс цифровой трансформации грузоперевозок может стать «Яндекс», или «Гугл», или тот же Сбер. В этих компаниях сложилось фундаментальное понимание основ цифрового лидерства и накопился опыт цифровой экспансии в различные сектора бизнеса. Запуск Сбером в 2020 году навигатора для грузовиков на базе свежеприобретенного 2ГИС или презентация системы беспилотного управления локомотивами – хорошее тому подтверждение.

Знаменательно, что онлайн-презентацию для инвесторов Сбербанка Герман Греф в конце 2020 года проводил на реальной круглой физической платформе. Картинка, созданная в кадре, как бы подтверждала идею о том, что именно благодаря технологическим цифровым платформенным достижениям Сбер сегодня на вершине «бизнес-горы».

Таким образом, исходя из тенденций рынка, рецепт для победителя грузовой транспортной цифровизации выглядит вполне закономерным: это либо претензия на цифровое, а значит, и бизнес-лидерство, совмещенное с проактивностью, цифровым прорывом, значительными инвестициями, ну и, само собой, с рисками, либо пассивная позиция, работа в направлении отраслевой автоматизации и оптимизации в надежде на быстрый и почти гарантированный успех, угрожать которому станут лишь те, кто быстрее успеет выстроить грузовую транспортную торговую цифровую платформу.

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
Инфраструктура как ключевой фактор зернового экспорта

Россия сегодня является ключевым игроком на рынке зерна. Контролируя 13% мирового рынка пшеницы, РФ занимает 1-е место по объему экспорта зерна – в сезоне 2022/2023 г. было вывезено около 61 млн тонн.

Атомно-банковский автомобиль. Что стоит за сотрудничеством Тинькофф и Росатома?

Проект нового российского электромобиля «Атом» был представлен в мае 2023 г., а на днях на машину был открыт платный предзаказ.

Платить или не платить — вот в чём вопрос

Мария Никитина о выплате акционерам РЖД 11 млрд дивидендов по привилегированным акциям

Водородная «бомба» под электромобиль

Кажется, большинство смирилось с мыслью, что электрические автомобили (EV), по крайней мере легковые, являются нашим неизбежным «зеленым» безуглеродным светлым будущим.