За последние дни в федеральных и отраслевых СМИ, а также в транспортном сообществе звучало такое количество упоминаний «Транспортной стратегии России на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года», что невольно захотелось уточнить, над чем сейчас трудятся чиновники, разбивая этот фундаментальный документ на план конкретных действий. Для этого стоит заглянуть в перечень поручений президента РФ В. В. Путина (ПР-2154 ГС), который был утвержден по итогам рассмотрения Транспортной стратегии на заседании Госсовета 19.10.21 г.
В чем заключаются наиболее важные этапы предстоящей работы правительства, сформулированные в перечне, и каковы сроки их выполнения?
Во-первых, Транспортная стратегия должна быть доработана и одобрена правительством с учетом обсуждения на заседании Госсовета до 20 декабря 2021 года.
Во-вторых, правительство должно представить предложения по обеспечению финансирования мероприятий, направленных на формирование единой опорной транспортной сети, в том числе, по приведению не менее 85% объектов инфраструктуры, входящих в ее состав, до нормативных требований в срок до 1 июля 2022 г.
Правительству необходимо также представить предложения по модернизации механизмов формирования дорожных фондов с учетом внедрения альтернативных видов топлива и необходимости обеспечения непрерывного финансирования предусмотренных Транспортной стратегией мероприятий по расширению, содержанию и ремонту автодорожной сети.
До 20 апреля 2022 г. правительству следует представить и предложения об уточнении порядка расчета базового объема бюджетных ассигнований, что предполагает либо увеличение коэффициента при расчете доходов от акцизов на топливо, либо установление иного порядка формирования Федерального дорожного фонда.
От правительства также ждут предложений о продлении срока действия мер по поддержке пригородных железнодорожных пассажирских перевозок до 2035 года. Конкретно речь идет о сохранении льготного коэффициента и нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
Правительству и Госсовету надлежит подготовить предложения о совершенствовании правового регулирования в сфере градостроения для того, чтобы сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 %.
Требует совершенствования и законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в части установления права заказчика принять досрочно поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Поручено рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство, для возможности заключения трехстороннего соглашения между заказчиком, поставщиком и кредитной организацией, предусматривающего повышение для поставщика доступности кредитования.
До 30 марта 2022 года правительству и Госсовету при участии представителей бизнес-сообщества поручено подготовить план реализации Транспортной стратегии, в том числе предусмотреть в нем:
- программы и мероприятия, направленные на достижение целевых показателей Транспортной стратегии с указанием ответственных исполнителей, сроков, объемов и источников финансирования;
- синхронизацию целевых показателей Транспортной стратегии с показателями, характеризующими состояние объектов федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры всех видов транспорта, с учетом оптимального баланса затрат на их содержание, ремонт и строительство;
- мероприятия, направленные на расширение сети маршрутов внутри региональных авиационных перевозок и повышение их доступности, обновление парка воздушных судов, модернизацию аэропортов с низкой интенсивностью полетов и оптимизацию предъявляемых к ним требований по обеспечению транспортной безопасности;
- меры по обеспечению необходимой пропускной способности транспортных подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов;
- механизмы научного и кадрового сопровождения реализации Транспортной стратегии, научно-технической промышленной политики, внедрения новых технологий в области транспорта, согласованные с Министерством транспорта Российской Федерации.
До 1 июня 2022 г. правительство РФ должно разработать генеральную схему единой опорной транспортной сети, в том числе сформировать в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" единый проект развития общественного транспорта и обеспечивающей инфраструктуры, предусмотрев в нем меры по привлечению инвестиций и механизмы субсидирования из федерального бюджета, а также создать механизмы приведения муниципальных автомобильных дорог в нормативное состояние
Таким образом, в поручении президента определены основные задания и сроки, но очевидно и то, что сотрудникам ответственных за их выполнение ведомств предстоит работать с обширным перечнем пунктов в достаточно просторных временных рамках, при этом вряд ли им удастся избежать встреч с многочисленными лоббистами. Первые результаты работы чиновников должны появиться в течение ближайших месяцев или даже недель, и транспортное сообщество надеется на то, что они будут включать максимум конкретики.