То, что у России, свой особый путь, известно давно. Вот и процесс формирования правительства продемонстрировал, что наш «посконный» путь отличается от классического: мы идем не от задач к методам их решения, а наоборот - от инструментария (в данном случае нового кабинета, конкретных людей, их команд), к выработке экономической стратегии для страны, оказавшейся в новой реальности.
К слову сказать, пока происходила рассадка новых уполномоченных, экспертное сообщество уже начало продвигать в СМИ собственные определения для концепции нового типа экономики. Кто-то говорит об экономике дирижизма, другие о мобилизационной системе, третьи, наоборот, утверждают о неизбежности возврата к более либеральной рыночной экономике.
Экономика «Предложения» - основа новой экономической доктрины России
В любом случае, очевидно, что созрели условия и необходимость для выработки новой стратегии экономического развития России на ближайшие 6+ лет.
В общих чертах она была обозначена в послании Президента Совету Федерации и в Майских указах 2024 года и представляет собой экономическую доктрину создания «экономики предложения». Речь идет о масштабном наращивании производительных сил и сферы услуг, повсеместном укреплении инфраструктурной сети, освоении передовых технологий, создании новых современных индустриальных мощностей и целых отраслей, в том числе по тем направлениям, где мы пока не проявили себя должным образом, но имеем для этого возможности: научные, творческие, ресурсные и пр.
Такому прорывному подходу – развитию экономики предложения, с одной стороны, способствует изоляция нашей страны,вызванная санкциями. А с другой – устойчивый внутренний спрос за счет роста ВПК и доходов потребительского сектора. Все эти факторы вместе создают основу для производственной активности внутри страны. Но также генерят риски постепенного перехода экономики в стадию стагнации, если не произойдет роста реальных производственных доходов экономики при сохранении спроса на военные расходы.
На коротком отрезке времени разрыв между доходами и расходами можно покрывать с помощью роста налоговой и фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Но такой подход лишь будет увеличивать недостатки экстенсивного развития страны, в котором мы прибываем с 2008 года.При этом сырьевые доходы будут расходоваться еще более опережающими темпами, как за счет растущих потребностей ВПК, так и за счет роста потребительской инфляции.
Таким образом, для перехода к новой модели «экономики предложения» у нас, с одной стороны, много стимулов –санкции, ограничения оттока капитала, богатая ресурсная база. Но с другой, также много и ограничений: отсутствие доступа к кредитным ресурсам, ужесточение фискальной политики и рост госмонополизма, низкий уровень прав и свобод предпринимательства, высокая зарегулированность и значительный объём государственного сегмента в бизнесе и т.д.
Фундаментально видится несколько принципиальных развилок, которые должна будет пройти наша регуляторная система – от создания стимулов для роста частного сектора, формирования благоприятного инвестиционного климата и доверия между государством и частными инвесторами, либерализации, расширение доступа к инвестициям, доиспытаний методов дирижизма. При этом государство особенно должно будет сосредоточиться на решении тех задач, которые не могут быть эффективно решены рынком. В числе таких задач – создание объектов инфраструктуры имеющих высокую стоимость и длительные сроки окупаемости.
Транспортная инфраструктура и логистика – роль в развитии экономики предложения
Неотъемлемой частью экономики предложения является развитие инфраструктуры и обеспечение свободного доступа к ней для частного бизнеса – как крупного, так и малого и среднего. В первую очередь, это относится к транспортно-логистической инфраструктуре, которая создает возможности для работы новых производств, активизации межрегиональной и внешней торговли, облегчает доступ российских производителей на внешние рынки, а также организовывает поставки критически важного импорта.
По нашему убеждению, именно логистика может стать базой, опорой, сопровождением и стимулом развития новой экономики предложения.
В Китае говорят, «хочешь процветания – сначала построй дороги». Текущий экономический рост Китая во многом базируется на этой модели, когда государство на протяжении многих лет осуществляет активные инвестиции в инфраструктуру, вкладывается в повышение транспортной доступности и связанности регионов страны, и облегчает своим производителям выход, в том числе транспортный, на внешние рынки.
России сегодня жизненно важно изучить опыт Китая и выстроить собственную стратегию развития внутри-и внешнеторговых отношений.
Во-первых, необходимо активное наращивание инвестиций в развитие транспортно-логистических коридоров в восточном и южном направлениях и развитие инфраструктуры для трансграничного перемещения грузов. Требуется расширение пропускных и провозных мощностей Восточного полигона, а также развитие международного транспортного коридора «Север–Юг», в том числе направленного на повышение скорости доставки грузов с высокой добавленной стоимостью и контейнерных поездов. Наряду с этим, необходимо развивать собственный торговый флот, инфраструктуру пограничных переходов, упрощать таможенные процедуры и активно вводить электронный документооборот.
Во-вторых, требуется развитие логистической инфраструктуры вблизи ведущих транспортных узлов на территории всех регионов страны. В непосредственной близости от ведущих транспортных магистралей и мультимодальных транспортных узлов необходимо формировать производственно-логистические хабы, которые будут обеспечивать доступные логистические услуги для обрабатывающих производств в промышленности и сельском хозяйстве.
Особое внимание при этом следует уделить созданию современных мощностей для хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, что позволит использовать накопленный потенциал в сельском хозяйстве, обеспечить расширение предложения продуктов питания и тем самым обеспечить доступность цен на продовольствие. Для развития логистической инфраструктуры необходимо реализовывать комплексные программы развития, включающие различные монетарные меры государственной поддержки частного сектора.
Для привлечения частных инвестиций в логистический сектор потребуется кардинальное сокращение сроков согласования проектов, технического присоединения к объектам инфраструктуры, а также снижение стоимости согласований и установление возможности ее оплаты в рассрочку. Необходимо развивать механизмы реального недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры. А также добиваться установления долгосрочных тарифов услуг естественных монополий, которые будут относиться ко всему инвестиционному циклу реализуемых проектов.
В-третьих, необходимо создавать благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов, способствующих повышению производительности труда за счет модернизации оборудования, технологий производства и управления.
Логистика, которая раскрывает наш производственный потенциал
Поскольку расширение инфраструктуры при проактивной модели развития является основой для дальнейшего экономического роста, то, очевидно, что еще на этапе планирования новых или расширения существующих объектов инфраструктуры их мощности должны закладываться на повышенном уровне, с запасом, исходя из прогнозов роста экономической активности на ближайшие 10-15 лет. Иначе возникает риск того, что потребности экономики в инфраструктуре так и будут опережать темпы ввода новых объектов, а значит дефицит мощностей (транспортных, логистических и пр.) будет продолжать сдерживать темпы развития экономики.
Вот несколько ключевых аргументов в пользу опережающего развития инфраструктуры, которая в итоге обеспечит целый ряд положительных эффектов.
1. Стабильный экономический рост. Наличие определенного запаса по мощности в инфраструктуре будет стимулировать экономику к наращиванию производства, обеспечивать конкурентоспособность российской продукции как внутри страны, так и зарубежом.
2. Диверсификация рисков для работы транспортных коридоров и их защита от неопределенностей различного характера: геополитических, техногенных или природных.
3. Рост эффективности. Наличие обширной и развитой инфраструктуры помогает оптимизировать процессы производства, транспортировки и хранения продукции.
Нацпроекты и проактивная логистика
Во многом новый нацпроект «Эффективная транспортная система» включает исчерпывающий перечень направлений и проектов в транспортной логистике. По-сути, он соединяет в себе два нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Уже можно сказать, что цель нового нацпроекта - отказ от экстенсивного пути развития транспорта (видим проблему - начинаем решать) и выработка системного подхода, который обеспечивает повышение эффективности и технологичности за счет комплексного подхода к решению транспортных задач, стоящих перед Россией как государства и как экономики.
В тоже время понятно, что новый нацпроект требует не сколько объединения уже сформулированных государством целей в области логистики и транспорта, но и существенного апгрейда по содержанию с тем, чтобы адаптировать логистические проекты к задачам новой экономики, а так же обозначить подход к их реализации.
Для этого необходимо выработать систему критериев, по которым будут оцениваться приоритетность проектов в рамках ключевых федеральных целевых программ, чтобы они максимально отвечали целям проактивной логистики и давали наибольшую комплексную эффективность для новой «экономики предложения».
Еще одной проблемной зоной, которой необходимо уделить внимание, выступает отсутствие четкого разделения между государственным и частным секторами в действующих ФЦП и нацпроектах в области транспортной логистики. В итоге, это больше похоже на спонтанное построение модели транспортного рынка. К примеру, сначала продаем ПАО «Трансконтейнер» из госмонополии РЖД в рынок, а потом передаём его другой госструктуре – «Росатому». То есть, модель управления не сильно поменялась, при этом государство, при ее перестройке, понесло лишние транзакционные издержки.
Следующий аспект, на который хочется обратить внимание, это выработка инструментов и стимулов привлечения частных инвестиций в логистический сектор, создание условий для расширения производства, новых технологий и инноваций. Все это должно быть организовано через механизмы финансовой поддержи и стимулами для частников, а потребности сектора учтены в денежно-кредитной политике правительства.
Кроме этого, потребуется внедрение механизма поиска ключевых точек роста, которые могли бы дать максимальный мультипликативный эффект не только отраслевой (логистический), но и в первую очередь совокупный экономический. Некоторые из них хорошо известны – это развитие новых транспортных коридоров, производственно-логистических хабов и мультимодальных транспортных узлов. Но значительную часть проектов-драйверов роста только предстоит определить. Для этого необходимо обеспечить зрелое взаимодействие правительства с отраслевыми союзами, деловыми объединениями и с системообразующими компаниями, причем не только внутри страны, но и на международном уровне.
Еще один важный аспект – это цифровизация, как механизм принципиальных прорывов в логистическом секторе. Проекты цифровой трансформации должны стать не просто эпизодами дорожной карты новой транспортной стратегии России. Они должны быть ее основой. Электронный документооборот, бесшовный обмен товарно-сопроводительной документацией, уберизация транспортных средств передвижения и доставки, построение открытых платформенных сервисов и логистических маркет-плейсов – это уже наше настоящее. Которое достаточно зрелое уже сейчас. Интенсивность такой работу надо упорядочит, вписать в каждую часть нацпроекта «Эффективная транспортная система» и жить на ее основе.
В качестве выводов.
Говоря об экономике предложения мы, конечно же, имеем ввиду ее новое прочтение, отличное от классической теории, общепринятой в качестве доминирующей в западных странах с середины 70-х годов прошлого века и обеспечившей их экономический рост. Сегодня понятны ее ограничения и риски. Однако, основные положения актуальны для современной России, тем более, что мы как страна пропустили этот этап экономической эволюции. Для нас чрезвычайно важными являются снижение административных, финансовых, инфраструктурных барьеров для производства товаров и услуг, а также предоставление государственному и частному бизнесу широких возможностей для их предложения на внутреннем и внешнем рынках.
Именно здесь может проявиться роль государства, которое не только сокращает госрегулирование и снимает ограничения, но и целенаправленно занимается смарт-регулированием экономики. Оно стимулирует создание и развитие различных производств через предложение экономике избыточной инфраструктуры, способствует более глубокому проникновению отечественных товаров и сервисов как внутри страны, так и на внешние рынки. Успех новой экономической доктрины России – в умном стимулирующем госрегулировании на основе современных диджитал технологий и активной инвестиционной политики в рамках национальных проектов.
Но именно, транспортная и логистическая инфраструктура и инфраструктурное строительство могут стать фундаментом экономического развития, который формирует основу для запуска и развития инвестиционных процессов в экономике, выстраивания межрегиональных, межотраслевых и внешнеэкономических связей. При этом неотъемлемой частью экономики предложения является как развитие инфраструктуры, так и обеспечение свободного доступа к ней для частного бизнеса всех размеров.
*текст подготовлен с использованием материалов ИКСИ -https://icss.ru/