Array
(
    [ID] => 38
    [~ID] => 38
    [NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [~NAME] => Лого и текст для шапки и футера
    [PREVIEW_PICTURE] => 335
    [~PREVIEW_PICTURE] => 335
    [PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [~PREVIEW_TEXT] => Экспертный проект о транспорте логистике, управлении цепями поставок
    [DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [~DETAIL_TEXT] => Официальный сайт проекта N.Trans Lab. Учредитель и главный редактор: Никитина Мария. Для СМИ: В соответствии с ФЗ «О средствах массовой информации», при распространении сообщений и материалов, опубликованных на данном сайте, а также в официальных каналах N.Trans Lab в социальных сетях и мессенджерах, ссылка на N.Trans Lab обязательна. Точка зрения авторов проекта N.Trans Lab может не совпадать с точкой зрения иных авторов.
    [PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE] => 44
    [PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [~PROPERTY_LOGO_VALUE_ID] => 38:4
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE] => Я на связи!
    [PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [~PROPERTY_CONTACT_TEXT_VALUE_ID] => 38:86
    [SORT] => 10
    [~SORT] => 10
    [DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
)

Скидку изменили: а где методика?

НАЗАД

15.12.2021

Рубрика: Наши статьи

Источник РЖД-Партнер

Теги: #ЖД #РЖД

Поделиться в соцсетях:

Начиная с 2022 года скидки к тарифам РЖД на порожний пробег инновационных вагонов будут заменены скидкой на груженые отправки. При этом введение понижающего коэффициента пока не подкреплено методикой, четко и последовательно обосновывающей изменение подхода к ценовой политике железнодорожного перевозчика.

В 2008 году «Уралвагонзавод» начал серийное производство полувагона модели 12-196-01 на тележке с увеличенной осевой нагрузкой до 25 тс, который обладал рядом преимуществ перед стандартным универсальным подвижным составом: повышенной на 6 т грузоподъемностью, увеличенным вдвое интервалом между плановыми видами ремонта, удлиненным в 1,5 раза сроком службы, сниженными удельными показателями сопротивления движению и воздействия на пути. Сочетание уникальных технических характеристик, обеспечивающих дополнительную прибыль для всех участников рынка железнодорожных перевозок, позволило закрепить за новым вагоном термин «инновационный».

В 2012 году Тихвинский вагоностроительный завод запустил серийное производство семейства инновационных полувагонов моделей 12-9853 и 12-9869, а также хопперов для минеральных удобрений модели 19-9835-01 на тележке модели 18-9855 собственной конструкции с осевой нагрузкой 25 тс. Позже подобные разработки реализовали «Алтайвагон» и другие российские предприятия. К 2021 году совокупные мощности по выпуску инновационных вагонов превысили 45 тыс. ед. в год. Таким образом, были созданы необходимые условия для кардинального обновления эксплуатируемого вагонного парка и повышения его эффективности.

Для получения системного эффекта при эксплуатации инновационных вагонов и для РЖД, и для пользователей сети были разработаны тарифные механизмы, стимулирующие спрос на новый подвижной состав. Преференции предоставлялись при оплате тарифа на порожний пробег, а его величина определялась как эффект от снижения текущих расходов владельца инфраструктуры с учетом улучшения технических характеристик конкретного вагона. Сокращение затрат перевозчика обосновывалось увеличением провозной способности инфраструктуры и приростом объемов перевезенных грузов.

Таким образом, скидки были сбалансированы, методологически обоснованы и учитывали интересы всех участников рынка.

Введение скидок на порожний пробег позволило менее чем за 10 лет выпустить на сеть РЖД почти 200 тыс. инновационных вагонов, обновить около 15% парка и привлечь инвестиции в размере более 600 млрд руб.

Начиная с 2022 года преференции для порожнего пробега будут заменены скидками в размере 4,05% к тарифу на груженые отправки. По оценкам разработчиков предложения, это позволит монополии привлечь дополнительные средства в размере около 10 млрд руб. в год.

Для операторов подвижного состава, которые выступают плательщиками тарифа на порожний пробег, замена преференций означает ухудшение экономики, так как срок окупаемости инновационных вагонов увеличится в среднем на 15%. Потери производителей вагонов могут составить свыше 60 млрд руб. в год. На первый взгляд кажется, что введение скидки на груженый пробег улучшит экономику грузовладельцев, но и это не совсем так: из-за изменения условий тарификации суммарное увеличение тарифной нагрузки на отправителей грузов первого тарифного класса, особенно угля, в 2022 году относительно текущего года может дойти до уровня 8%, хотя по сравнению с ними владельцы грузов второго и третьего тарифных классов и окажутся в небольшом выигрыше.

Более всего изумляет спешка, с которой одна скидка заменяется на другую. В свое время введение тарифных преференций на порожний пробег сопровождалось довольно длительными дискуссиями в транспортном сообществе. При всей спорности скидок для инновационных вагонов они формировались на основе определенной методики и учитывали нюансы эксплуатационной работы на сети и особенности тарифной нормативной базы.

Неравнозначность скидок для разных типов вагонов с повышенной грузоподъемностью свидетельствовала о разнице эксплуатационных характеристик конкретных вагонов и являлась стимулом для дальнейших конструктивных улучшений. Проведение испытаний и экспертиз для получения скидок демонстрировало наличие серьезной методологической базы, которая, по сути, выступала гарантией привлечения долгосрочных инвестиций в обновление парка вагонов и улучшения его качества. В этой связи нельзя не обратить внимание на еще одну деталь нынешнего решения ФАС: в список вагонов с тарифными преференциями неожиданно попала новая модель 12-2159 из Новоалтайска, которая не прошла комплексных испытаний и экспертизы Минтранса.

Резюмируя, важно отметить, что отнесение скидки на порожний пробег делало операторов максимально заинтересованными в формировании оптимальной структуры парка вагонов. Кроме того, наличие методологии при принятии соответствующих денежных решений по скидкам позволяло говорить если не об отсутствии ошибок со стороны конкретных чиновников или ведомственных функционеров, то хотя бы о серьезных попытках их исключить.

Внезапное обнуление существующей нормы предоставления и отмены скидок без разработки методологического обоснования не только ведет к хаосу и непредсказуемости условий, в которых предстоит работать участникам рынка в будущем, но и чревато репутационными рисками для регуляторов, принявших столь поспешное решение.

Теги: #ЖД #РЖД
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
Госсовет спасает ТЛЦ

Мария Никитина — о транспортно-логистической экспансии и поддержке со стороны президента

Инфраструктура как ключевой фактор зернового экспорта

Россия сегодня является ключевым игроком на рынке зерна. Контролируя 13% мирового рынка пшеницы, РФ занимает 1-е место по объему экспорта зерна – в сезоне 2022/2023 г. было вывезено около 61 млн тонн.

Платить или не платить — вот в чём вопрос

Мария Никитина о выплате акционерам РЖД 11 млрд дивидендов по привилегированным акциям

Рукотворные чудеса китайской экономики

На днях в Сиане закончился первый саммит между Китаем и странами Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном (теперь форум будет проходить раз в два года).