На сети РЖД растёт число логистических контролей.
Пока чиновники Правительства ломают голову над причинами опережающего роста транспортных затрат для металлургов от 10 до 25%, мы предлагаем нашу версию расчётов задержек движения. Которые, с одной стороны, могут быть причиной роста цены доставки (снижение грузооборота приводит к удорожанию), а с другой — легко проверяются с помощью публичной отчётности естественной монополии.
Достаточно посмотреть на логические контроли: как часто объявляются ограничения пропускной способности сети и сколько суток каждое из них продолжается. Логконтроли — это, по сути, временный запрет на погрузку, отправку или приём грузов на различных направлениях, полигонах, участках инфраструктуры или отдельных станциях, включая запреты для конкретных грузоотправителей.
Цифры, как известно, не врут, и осень 2021 года, увы, не радует нас ни численностью объявленных логконтролей, ни их продолжительностью.
В нынешнем октябре РЖД официально телеграфировали о 49 логических контролях на железнодорожной инфраструктуре. Длительность запретов была разной, от 2 суток до 30. Сравним ситуацию с октябрём прошлого года: тогда запретов было вдвое меньше — 24.
Конечно, так и подмывает взять, да и сложить все «запрещённые» дни за прошедший месяц в одну корзину, но за один октябрь в сумме сразу получится пугающая цифра в 388 суток! Да, да, корректной её считать нельзя, потому что запрет может одновременно объявляться на соседних станциях одной и той же дороги, но выяснить, какая дорога стала «чемпионом месяца» по логическим контролям, очень даже можно.
Итак, в октябре в негласном соревновании по ограничению пропускной способности уверенно лидировала СКЖД (Северо-Кавказская железная дорога), где запреты объявлялись 11 раз; правда, и длились они недолго — от 2 до 10 дней. На многострадальном, загруженном углём и транзитом Транссибе картина другая: на ДВЖД запретов было меньше, всего 6, но грузоотправители дольше ждали разрешения начать движение — от 4 до 18 суток.
Для облегчения изучения информации мы аккуратно свели данные в график.
В подавляющем большинстве логконтроли октября были обусловлены сложной ситуацией именно на сети РЖД: так, из 49 запретов лишь 4 касались зарубежных направлений: Сербии, Латвии и Польши. Годом ранее, в октябре 2020-го, на сети за месяц набралось всего 3 «иностранных» запрета по Китаю, Польше и Туркмении.
Конечно, никто не будет объявлять ограничение без причины, оно всегда означает лишь то, что пропускная способность исчерпана, и движение начнётся после того, как пробка рассосётся или её растолкают. Не зря же в среде участников рынка ЖД-перевозок бытует термин «толкать вагоны».
Кстати, недавно во всех отечественных СМИ прошла информация об успехах России в создании космического оружия, и как-то сама собой возникает идея о создании суперсовременных систем для растаскивания вагонных пробок из космоса… И желательно, чтобы вертикально.