Во всем мире контейнеры – это суда, линейное расписание, трансконтинентальные грузопотоки и многое-многое другое, об этом РЖД-Партнеру рассказала Мария Никитина, независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной логистики, к. э. н. и основатель проекта N.Trans Lab. И, чтобы выйти на рынок контейнерных операторов, России необходимо соблюсти правила игры.
– Мария, в какой момент обычный ящик из жести превращается в контейнер?
– Никакой особой хитрости в производстве контейнеров нет. Ящик мультимодальным, то есть подходящим для всего в широком смысле этого слова, становится, если он соответствует стандартам типа ISO. В частности, он подходит для портового перегрузочного оборудования, заводской инфраструктуры, автомобиля-контейнеровоза, железнодорожной платформы, линейного судна и т. д.
– В России есть собственное производство контейнеров. Но почему производство никак не покроет спрос?
– Например «Абаканвагонмаш» производит контейнеры. Они больше или меньше востребованы. Но производственные мощности незначительные, с конвейера выходит не более 10–15 тыс. шт. в год. Потребности в замещении крупнейших контейнерных провайдеров, которые покинули Россию из-за санкций, конечно, этот объем не покрывает.
Лидером на этом рынке традиционно считается Китай – по тем же причинам, что и его лидерство в других областях разного, и особенно низкотехнологичного, производства, всего, чего только можно. Постепенно китайские производители выдавили всех других с рынка.
Кроме того, себестоимость производства контейнеров настолько низкая, что точка зарождения груза для перевозки в нем имеет принципиальное значение для эффективности этого бизнеса. И тут у Китая снова преимущества, так как свежесделанный контейнер всегда есть чем загрузить, что называется, по горячему.
– Почему Россия не может победить в этой конкурентной битве за контейнерный мир?
– В мире, в отличие от России, контейнерный оператор – это не просто ящики или железнодорожная платформа, это суда, линейное расписание, трансконтинентальные грузопотоки и т. д. Мы к этому рынку не приблизились ни на шаг еще.
– Чем контейнеры от Maersk отличаются от китайских контейнеров? Важно понимать, почему Maersk смог стать крупнейшим контейнерным оператором, а Россия никак не может завоевать место на этом рынке.
– Большинство контейнеров Maersk произведены в Китае, компания – собственник китайских заводов по производству контейнеров. Так что ничем они не отличаются.
Но лучший контейнер – это тот, в который положили груз в стране, где его произвели. Тут же, где его произвели. А это три основные точки: Китай, Европа, США. И выбор Китая из этой триады в качестве производственного центра тут же становится очевидным, если мы говорим про минимальные производственные издержки.