Железнодорожный холдинг ввёл запрет на перевозку ряда транзитных грузов в Польшу
Москва рассматривает полное прекращение транзита через порты прибалтийских государств. Это возможно и технически, т.к. есть свободные мощности в питерских портах, и практически: ничего особенного, просто ответ на ваши санкции. В этой ситуации порты можно будет просто закрыть. А людей уволить. Объём грузов для внутреннего прибалтийского потребления ничтожен. Так уж сложилось исторически: восточные балтийские порты нужны только для России и транзита через РФ. А лимитрофы — просто обслуживающие государства.
О принятом решении скупо рассказали в пресс-службе монополии. Отметив, что о полном прекращении перевозок в сообщении с Польшей речи не идёт. Мы бы добавили здесь слово «пока». Учитывая некрасивые позы, в которые встают соседи российского эксклава Калининграда, вводя даже те транспортные санкции, о которых не просили лидеры Евросоюза.
Решение ОАО «РЖД» вполне можно считать прозрачным намёком на то, что реакция на логистические удары по российскому региону последует. А в каком объёме — зависит в большей степени от действий Литвы и Польши.
Экономические рычаги, которые Россия могла бы применить в отношении Вильнюса, кажутся исчерпанными. Таким образом, часть последствий падёт на Варшаву, которую называют одним из вдохновителей литовской инициативы по частичному блокированию грузоперевозок в Калининградскую область. О номенклатуре грузов, которые подпадают под запрет, и сроках действия ограничений не сообщается.
«Логистика в современной истории престала играть роль исключительно сервиса для эффективного товарообмена. Она стала почти легальным инструментом в глобальной большой политической игре. И этого даже уже никто не скрывает.
При этом роль прибалтийских государств, перманентно продающих евросоюзовским донорам антироссийскую риторику, переходит от одной страны к другой в зависимости от текущего экономического статуса каждой из них. От Эстонии к Латвии, от неё к Литве и обратно.
Ограничение сервитута через Литву для Калининграда не провокация, а ответ, на то, что страна осталась без значительной доли транзита и перевалки.
А именно без 20 млн тонн белорусских досанкционных грузоперевозок. А ведь это потери не менее $1,5 млрд ВВП, или около 2% ВВП Литвы.
Что касается того, как мы ещё можем намекнуть соседям на недопустимость блокад — а почему бы не сделать так, чтобы паромов на Балтике стало не 2-3, а 6–8? Это в целом будет не так уж плохо, если учитывать значительный объём высвободившиеся на северо-западе России терминальных / портовых мощностей», — рассказала vgudok.com независимый эксперт, создатель проекта N. Trans Lab Мария Никитина.
В Евросоюзе уже собираются включить заднюю и сделать для Калининградской области исключение. По крайней мере, именно это следует из участившихся в европейских СМИ публикаций по этой теме. В частности, сообщается, что в изменении санкционных правил заинтересованы Германия, США и Брюссель.
В их планы не входит дальнейшее развитие конфронтации с Россией по калининградскому вопросу. Грузоперевозки между материковой частью России и Калининградской областью могут быть выведены из-под санкций, так как не являются международной торговлей.
«Насколько эффективно будет работать принятое решение, сейчас сказать сложно. Учитывая, что поляки сами добровольно выполняют санкции и стараются ничего лишнего нам не грузить. Но в какой-то степени мы сейчас Калининград как транзитную территорию, скажем так, исключаем.
На том направлении основным грузом всегда был уголь, который составлял более 50% всего, что шло транзитом.
Учитывая, что сейчас поляки категорически не готовы принимать наш уголь, плюс учитывая тот поток, который идёт из Польши в Россию, наши соседи уже получают падение на 50%.
Запрет — своеобразный «лайтовый» путь для нас, для того чтобы хоть как-то ответить на те проблемы, которые нам создали вокруг Калининграда», — рассказал vguudok.com президент национально-исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.
Но для возрождения калининградской ЖД-логистики заинтересованным сторонам потребуется как следует надавить на литовское и польское правительства. Которые традиционно не склонны к компромиссам, когда речь идёт о возможности, так или иначе навредить Москве.
Даже в том случае, если ЕС снимет все ограничения на калининградский транзит по своей территории, России не следует отказываться от развития морского грузового сообщения между портами Северо-Запада и Калининградской областью. Как показал опыт последних нескольких месяцев, надеяться можно исключительно на себя. Западные партнёры обязательно кинут.