Группа «Дело» через свой главный актив «ТрансКонтейнер» приобретает критически важные активы для своего бизнеса. В этом ряду покупка «Сахалинского морского пароходства» выглядит не только логично, но и совершенно естественно. Можно сказать, супероправданно.
Вопрос в другом: не кажется ли странным, что этого не произошло раньше?
Вспомните EBITDA «ТрансКонтейнера». В 2018 году она была под 48,8% и превышала 11 млрд руб. Почему компания тогда не покупала никакие пароходства?!
Но есть и встречный вопрос. Взять, например, Maersk, который приобрёл долю в Global Ports в 2012 году, вложив предположительно около 1 млрд долларов в эту сделку и овладев стратегическими активами в контейнерной перевалке в России. Почему он не спешил войти в российский транспортный сегмент? Не стремился владеть платформами, не скупил ЖД-платформы «Рускон» или «Модум»?!
Предполагаю, это был глобальный ДОГОВОР. Мы не лезем к вам, говорили в «ТрансКонтейнере», — вы не претендуете на «наше», отвечали в Maersk. Насколько это было формализовано, судить сложно, но против фактов не попрешь.
Такая ситуация вызвала грусть и озабоченность перспективами нашего контейнерного бизнеса. Но ведь смешно было смотреть как наш, по сути, единственный контейнерный оператор, столько лет конкурировал с крытьём, а преимущества имел на тарифных скидках от материнской компании ОАО «РЖД»?!
Но всё в прошлом, даже если старый договорняк достался «Делу» по наследству, то сегодня все долги прощены…
Война, как говорится, всё спишет и перечеркнёт… но в нашем случае не война, а санкции.
И «самострел» со стороны знаковых игроков рынка, в том числе контейнерного, которые самоустранились, сыграл на руку «ТрансКонтейнеру». Ну а когда на поле конкурента само собой неожиданно освободилось место (в данном случае инфраструктура), что нужно делать?! Правильно, БРАТЬ!
Думаю, что отныне и, надеюсь, на века «ТрансКонтейнер» — значимый игрок на рынке мультимодальных контейнерных грузоперевозок. Не знаю, если ли ещё кто-то столь заметный, масштабный и в то же время столь безнадёжный до этапа СВО, кто бы выиграл так много, как этот контейнерный гигант.
Это даже не успех, это — невероятнейший фарт! Так что желаем коллегам успехов, остальное уже и так приложилось. Кстати, несмотря на попытки Запада экономически изолировать Россию и любые компании из нашей страны, ГК «Дело» не меняет планов по освоению мирового рынка перевозок.