Проект нового российского электромобиля «Атом» был представлен в мае 2023 г., а на днях на машину был открыт платный предзаказ. Машина относится к классу компактных городских кроссоверов. По техническому заданию «Атом» должен иметь 500 км запаса хода, максимальную скорость около 170 км/ч и разгоняться до 100 км за 7 секунд. По задумке разработчиков автомобиль должен входить в бюджетный ценовой сегмент.
31 июля открылся предзаказ на автомобиль – любой желающий может потратить 7 тыс. рублей, которые можно вернуть и отказаться от брони в любой момент, и через 2 года получить цифровой ключ для покупки машины. Однако до сих пор неизвестна ни цена, ни точные технические характеристики, а предсерийный образец обещают выпустить только в конце следующего года. 31 июля люди ожидали увидеть что-то «физическое», однако получили лишь предложение потратить деньги на покупку возможности купить авто в числе первых.
Часть экспертов скептически отнеслась к проекту и способам его продвижения через Тинькофф. Действительно, плата за продукт, которого еще нет, могла стать массовой 10-15 лет назад, но не сейчас, когда общество, все еще готовое выложить деньги за спорные товары и услуги, стало более избирательным и опытным в потребительском поведении. В телеграмм-канале автомобиля «Атом» по состоянию на август 2023 г. чуть более 10 тыс. подписчиков, люди в комментариях сравнивают новинку с ё-мобилем, упрекают производителя в отсутствии фото и информации хотя бы о примерной стоимости машины. Один из пользователей выразил желание узнать цену автомобиля со словами «а то купишь шанс покупки автомобиля за 100 млн рублей».
Особенно подчеркивается электронная начинка устройства.
К разработке начинки присоединилась Тинькофф Авто. Платформа по продаже автомобилей хочет создать экосистему, которая позволит покупать машину так же просто, как сейчас можно купить любой товар на маркетплейсе.
В дальнейшем предполагается интеграция с платформой «Тинькофф Город» - сервисом, позволяющим спланировать день, заказ билеты, еду, поставить бронь на номер в гостинице или столик в ресторане. Сложно сказать насколько будет успешной такая интеграция. Упрощение покупки машины действительно выглядит привлекательным предложением, однако такой продукт стоит намного дороже, чем даже самые дорогие товары на маркетплейсе.
Покупателю при покупке таких товаров всегда хочется вживую ознакомиться с приобретаемым товаром.
Наверное, именно из-за этого до сих пор востребованы книжные магазины, а не электронные маркетплейсы, вопреки прогнозам Джеффа Безоса. Создание электронной платформы внутри бортового компьютера Атома также видится спорным решением. Для овладения аудиторией система должна быть стабильной и быть более удобной для использования, чем смартфон. Однако при текущих возможностях телефонов и привычке покупателей, перенос покупателями Атома своих повседневных потребительских привычек на бортовой компьютер своей машины кажется маловероятным.
Однако при всех спорных моментах сам заход Тинькофф на автомобильный рынок и в проект «Атом» может принести электромобилю молодую и продвинутую аудиторию, от 20 до 40 лет, со средним и высоким уровнем дохода, который являются активными пользователями цифровых сервисов Тинькофф.
Однако, эта продвинутая аудитория в основном проживает в больших городах, где с господдержкой развивается городской транспорт, который конкурирует с личным. Обеспечить устойчивый спрос на авто, которое уже сравнивается с печально известным ё-мобилем, и один из разработчиков которого – «КАМАЗ» – уже представлявший 3 года назад свой вариант электромобиля «Кама-1», который в итоге не увидел своего серийного варианта, будет достаточно сложно в контексте упоминавшегося скептицизма покупателей в комментариях тг-канала «Атом».
Авто корреспондент газеты «Коммерсантъ» Ольга Никитина говорит о редкости практики внедрения платных предзаказов на автомобиль, а истинной целью является попытка оценить реальную заинтересованность потенциальных покупателей в продукте, а также привлечение новых инвесторов в распиаренный проект.
Многие эксперты верят в то, что в итоге Атом, в отличие от других заявок, сойдет с конвейера. Ведь за ним стоят инженерные и производственные компетенции Росатома, КАМАЗа, а также финансовые, цифровые и клиентские компетенции Тинькофф.